Известно, что формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями и неуверенностью в себе.
Одна из наиболее ярких характеристик юношеского возраста– личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость.
Под стрессоустойчивостью мы понимаем интегральное качество личности являющейся основой успешного социального взаимодействия человека, которое характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции и психологической готовностью к стрессу.
В последние годы в сельской местности резко возросло количество различных стрессогенных факторов негативно влияющих как на психическое, так и физическое здоровье сельчан. Особенно в зоне риска находится подрастающее поколение, у которой еще не сформированы механизмы саморегуляции и для нее характерна эмоциональная нестабильность.
Организованный нами эксперимент проводился на базе МБОУ «Стародрожжановская СОШ №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, в исследовании приняли участие 37 старшеклассников.
В рамках констатирующего эксперимента были определены исходные показатели стрессоустойчивости у старшеклассников по компонентам:
- эмоциональная стабильность;
- тревожность;
- саморегуляция;
- готовность к стрессу.
Согласно выдвинутой в исследовании гипотезе и поставленным задачам, были получены результаты исследования на основе использования комплекса методик по указанным компонентам:
1) Методика Г. Айзенка» Шкала эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма)» использовалась для измерения экстраверсии – интроверсии и нейротизма.
По полученным результатам можно сделать следующие выводы: большая часть старшеклассников (67,57 %)имеют среднюю выраженность эмоциональной стабильности, 32,43 % испытуемых эмоционально нестабильны, они импульсивны, находятся под влиянием чувств, переменчивы в настроениях, легко расстраиваются, неустойчивы в интересах.
2) Тест Филлипса на школьную тревожность. По данной методике анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьников, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
С помощью опросника были выявлены следующие факторы, связанные с тревожностью старшеклассников:
– Переживание социального стресса (59,45 %);
– Страх ситуации проверки знаний (18,91 %);
– Страх самовыражения (21,64 %).
3) Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». Методика использовалась для определения уровня развитости волевой саморегуляции у учащихся старших классов.
На основании диагностики получены следующие результаты: для 29,74 % старшеклассников характерен высокий уровень и 29,72 % имеют средний уровень развития общей саморегуляции, настойчивости и самообладания.У оставшихся 40,54 % старшеклассников общая саморегуляция сформирована на низком уровне, для нихсвойственна импульсивность и неустойчивость намерений.
4) Шкала психологического стресса RSM-25. Методика предназначена для измерения стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
По результатам методики было выявлено, что у 40,54 % старшеклассников – высокий уровень стресса, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. У 32,42 % испытуемых – средний уровень стресса, а у 27,04 % старшеклассников низкий уровень стресса, обеспечивающий состояние психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
На основе полученных результатов по всем изучаемым компонентамсоставлялась формирующая программа «Жизнестойкость» для успешного формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы.
Цель формирующего этапа эксперимента: формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы.
Основные задачи:
1. Расширить и усилить знания о стрессах, конфликтах и способах их разрешения.
2. Сформировать адекватное представление о себе и расширить границы восприятия самого себя и окружающей действительности.
3. Сформировать способы эмоциональной и волевой саморегуляции.
Условия проведения: формирующая программа реализуется с декабря 2015 года до марта 2016 года.
Занятия будут проводиться в форме развивающих занятий 1–2 раза в неделю, продолжительность одной встречи 2 академических часа. Программа рассчитана на 16 занятий.
Пример:
Тема занятия |
Цель занятия |
Содержание занятий |
Работа с самооценкой |
Нахождение критериев оценки себя (другие в моих глазах, я в глазах других) и способов самораскрытия |
– Упражнение «Живая» социометрия. – Упражнение «Что общего и что различного» – Упражнение «Незаконченные предложения». – Работа с образами границ. – Упражнение «Чем я отличаюсь от других» |
Формирование эмоциональной стабильности |
Сформировать у старшеклассников навыки саморегуляции эмоциональных состояний |
– Упражнение «Правилаэмоционального состояния». – Игра «Расслабление всей мускулатуры». – Упражнение «Кинг-конг». |
Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что уровень стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе на сегодняшний день достаточно низкий. Это свидетельствует о необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
Библиографическая ссылка
Дроздикова-Зарипова А.Р., Замалтдинова Р.А. ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15574 (дата обращения: 22.11.2024).