Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕФЕРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Лесин А.В. 1 Ильичева Н.А. 1 Фомина Н.В. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии – СПб, Речь, 2002 – 694 с.
2. Харитова И.В. Особенности отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением – Автореф.дис.канд.псих.н., М., 2006 – 21 с.

Проблема общения является одной из самых важных для подростка и юноши. Общение – это важнейшая потребность, определяющая направленность личности, это среда, в которой протекает жизнедеятельность подростка, а также это необходимая для развития деятельность, в которой происходит становление его как личности. Тем не менее, нужно констатировать, что, несмотря на достаточную проработанность данной проблемы в литературных источниках (Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.Е. Сачкова, Л.И. Уманский и др.), многие стороны социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением остаются недостаточно изученными.

Подростковый возраст в психологической литературе считают эпохой становления индивидуализации, что сопровождается обострением противоречий между личностью и социумом. На этом этапе происходит бурный процесс развития самосознания и самоопределения подростков, что, безусловно, приводит к ломке привычных отношений, самоутверждению во взрослой среде, сложностям и конфликтам в общении со сверстниками.

На данном этапе развития ведущим принято считать интимно-личностное общение подростка со сверстниками, на базе которого формируются психические и личностные новообразования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Д.Б. Эльконин и др.). Как справедливо утверждает И.В. Харитонова, ссылаясь на работы Д.И. Фельдштейна, «активное общение со сверстниками при снижении эффективности контактов с окружающими подростка взрослыми нередко убеждает родителей и педагогов в полном неприятии ребенком их ценностей и мнений. Однако в реальности подростку свойственно ориентироваться на мир взрослых, под которым он подразумевает не конкретное лицо, а широкий социальный слой полноправных членов общества» [1].

Наше исследование мы посвятили изучению референтных отношений подростков и юношей. В процессе становления личности подростка референтная группа является действенным механизмом социализации, через нее фильтруются ценности, усваиваются и присваиваются социальные нормы, расставляются приоритеты в межличностных отношениях. Целью нашего исследования было изучение референтных отношений у подростков разных возрастных групп.

В качестве методики исследования была выбрана методика «Внешнегрупповая референтометрия» С.Ковалева. Выборку испытуемых составили школьники-подростки 7-9 классов в возрасте от 13 до 15 лет школ г.Н.Новгорода и Нижегородской области в количестве 108 человек и студенты 1 курса НГПУ им. К. Минина в возрасте 17 – 18 лет в количестве 80 человек. Таким образом, всего в исследовании приняли участие 158 человек.

Полученные данные позволили проследить, как меняется отношение к значимому окружению у подростков на разных этапах онтогенеза. Данные подростков-школьников представим на рис. 1.

Из рисунка видно, что школьники, независимо от возраста, на первое место в круге референтных лиц поставили родителей. На втором месте находится лучший друг, на третьем – друзья.

soci2.jpg

Рис. 1. Динамика референтных отношений подростков в разные возрастные периоды

В возрасте 14 лет отношение к родителям как значимым в общении людям достоверно снижается (р=0,01). Не случайно в литературных источниках именно на этот возраст сегодня считается пиком подросткового кризиса, что сопровождается наибольшим негативизмом в отношении к взрослым и близкому окружению подростка. Именно у этих подростков более высокими значениями отмечена группа «друзья» (р=0,02)., а не лучший друг, т.к. в этом возрасте и происходит выбор друга, в котором неминуемы ссоры, придирки и т.п. Напротив, такая категория лиц, как «знакомый юноша или девушка» и просто «приятели, компания» у этих подростков более значимы, чем годом раньше или годом позже. Можно предположить, что отношения « на стороне», которые часто сопровождаются фантазиями подростка, в пик кризиса более безопасны, чем близкие отношения.

В круге референтных лиц подростков выделяются родственники и братья и сестры. Заметим, что акцент на этих отношениях сделали немногие. В то же самое время данная методика практически не показывает кумиров как референтных людей. Некоторое исключение составляет фигура «известный человек», значимость которого увеличивается с возрастом подростка.

soci3.jpg

Рис. 2. Референтные отношения школьников и студентов-первокурсников

Изменения в референтных отношениях от подросткового к юношескому возрасту показаны на рис. 2.

Из рисунка видно, что значимость родителей в структуре межличностных отношений подростка с возрастом снижается (р=0,00), в то же время, значительно повышается ценность лучшего друга, интимных отношений, в то время, как круг друзей становится более ограничен. У студентов 1 курса повышается роль сокурсников как товарищей по учебе, а также роль литературного персонажа (данные достоверны на уровне р=0,00). Таким образом, с возрастом юноша более дифференцируется от родителей, устанавливает деловые отношения в круге сверстников, ищет более тесные социальные контакты, способные установить тесные интимно-личностные отношения. Значимость глубинных отношений, внутренних размышлений подчеркивается референтностью литературных персонажей и т.п.

Таким образом, наше исследование показало, что в подростковом возрасте, несмотря на значимость друзей, родители, взрослые люди являются центром референтных отношений, а в структуре значимого круга общения существует определенная динамика, связанная с особенностями возрастного развития подростка.


Библиографическая ссылка

Лесин А.В., Ильичева Н.А., Фомина Н.В. РЕФЕРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15344 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252