Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЕРЕЖИВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ СМЕНЫ ПРОФЕССИИ

Фордмен В.А. 1
1 Российский государственный социальный университет
1. Василюк Ф.Е.Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1984.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
3. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе. – URL: http://magazine.mospsy.ru/nomer12/s11.shtml (дата обращения 20.02.2016).

Современный мир так часто и быстро меняется, что подчас человеку необходимо вынужденно и очень срочно менять свою профессию. Развитие науки, технологический прогресс, открытие и внедрение новых устройств в повседневную жизнь способствует тому, что человек должен охватывать и обрабатывать куда большее количество информации, чем в прошлом веке. Мы должны быть лабильны, быстро и легко обучаемы, удобны в общении и любом другом типе взаимодействия друг с другом. Но что происходит с человеком, если он ни морально, ни физически не готов потреблять и интегрировать новые технологии в свою жизнь? С годами переживать любые изменения становится все более тяжело. Сама психология переживания была подробно изучена Ф.Е. Василюком, который дал следующее определение термину «переживание»: «Переживание – это особая внутренняя деятельность, внутренняя работа.» Он также разделил механизмы переживания на продуктивные и непродуктивные. Продуктивный способ переживания – это процесс совладания личности с трудной жизненной ситуацией, непродуктивный способ переживания – это процесс возникновения психологической защиты личности» [1]. Каждый из нас переживает определенные события по-своему, будь то вынужденная смена профессии, потеря близкого человека или наоборот стихийное ощущение счастья, такое как, например, переживание по поводу свадьбы с любимым человеком, ожидание долгожданного переезда. Переживание может быть как положительным, так и отрицательным. Суть в том, что оно всегда оставляет свой след в душевной организации любого человека. Одной из важнейших частей жизни является самореализация человека в его профессиональной деятельности, как следствие, любое вынужденное прерывание рабочей атмосферы является негативным переживанием. На данный момент существуют варианты совладания с такой трудной жизненной ситуацией как потеря работы. Это может быть либо разрешение проблем и поиск социальной поддержки, либо избегание проблем. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Это термин был введен выдающимся американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Слово «копинг» (от англ. to соре – справиться, совладать) означает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними [3]. Вынужденная потеря работы потребует от человека мобилизовать свои силы быстрее, если он готов искать новое место работы. Люди по-разному переживают сам момент вынужденной смены профессиональной деятельности, кто-то опускает руки и не желает далее активных действий, требуя жалости от окружающих его близких людей, кто-то, наоборот, рвется снова найти подходящее место работы, кто-то находит для себя выход в том, что начинает осваивать новую трудовую деятельность и в конечном итоге становится даже благодарен за то, что трудная жизненная ситуация открыла в нем потенциал, о котором он сам, возможно, и не подозревал. Как отечественные, так и зарубежные ученые предлагают свои варианты выхода человека из стрессовой ситуации. Это может быть вариант применения копинг стратегий или преобразование подавленного состояния в возможность посмотреть иначе на свою неприятную ситуацию и рассмотреть вариант переживания потери работы как условие развития компетентности. А.К. Маркова пишет о неизбежности каждого человека с возрастом проходить столь кризисную ситуацию как необходимость вынужденной перемены труда и уделяет особое внимание тому, что человеку необходимо иметь такое образование, которое допускало бы широкий спектр специализации и позволило бы ему быстро осваивать новый род занятий [2]. Исследований по способам переживания вынужденной смены профессии в психологической науке не достаточно, однако, есть потребность в том, чтобы более детально и глубоко взглянуть на переживания человека, который испытывает трудности в преодолении такой негативной ситуации как вынужденная смена профессиональной деятельности. Стоит вспомнить времена перестройки и так называемые центры переподготовки кадров, когда большинство людей столкнулись с проблемой вынужденной смены профессии и часто не могли найти себе применения, что заканчивалось очень плачевно. Мы все еще не знаем, как помочь человеку, который стоит на пороге важных профессиональных изменений. Огромное количество кризисных центров предлагают услуги по устранению стресса в обыденной жизни. Но на данный момент мы каждый раз сталкиваемся с проблемой отсутствия знаний в области преодоления такой трудной жизненной ситуации как вынужденная смена профессии.


Библиографическая ссылка

Фордмен В.А. ПЕРЕЖИВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ СМЕНЫ ПРОФЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15341 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252