Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Васильева М.А. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет
1. Апросимов А.В., Михалева А.Б. Особенности общения в вузе// Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: МНИЖ, 2015. №3(34). Часть 4. С. 118-119.
2. Ефимова Н. С. Психология общения. – М.: ИД «ФОРУМ», 2006. – С. 8.
3. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения. – М., 2001. – С. 12.
4. Ломов Б. Ф. Психологические исследования общения. – М., 1985. – С. 12-14.
5. [Электронный ресурс] http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html (дата обращения 15.11.15)

Общение – это вид деятельности, цель которой заключается, главным образом, в передаче знаний и жизненного опыта человечества из поколения в поколение. Процесс общения служит главным инструментом социализации, способом существования человека и регулирования фундаментальных потребностей. Общение с окружающими характеризуется многообразием установления и развития контактов между людьми и группами. Готовность и умение человека легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты с людьми различных взглядов, убеждений и национальностей называется коммуникабельностью [2, с. 8]. Коммуникабельность в переводе с латинского (соединимый, сообщающийся).

В теориях российской психологии проблемы общения и коммуникабельности рассмотрены достаточно полно. Детский психолог Д.Б. Эльконин установил, что общение – это ведущая психическое развитие деятельность в периоды младенчества (0-12 мес.) и подросткового возраста (11-16 лет). В.М. Бехтерев отмечал, что высокая коммуникативная общительность способствует успешному развитию личности человека. Он писал, что те люди, которые выросли в окружении разнообразного круга лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, проводящими свою жизнь вдали от общества [4, с. 12]. Таким образом, отсутствие или недостаточность общения и не только в сензитивные периоды развития, а также низкая коммуникабельность, могут привести к затруднению психического развития и жизни человека.

В.М. Бехтерев выделяет два вида общения: непосредственное и посредственное. «Непосредственное» общение осуществляется посредством «органов живого существа» – телом, голосовыми связками и т. д., и является древнейшей, первой формой общения людей. «Посредственное» общение – общение с помощью «посредника», через которого происходит обмен информацией. В качестве средств общения ученый находил и предметы, и памятники истории. Он писал, что «посредники общения могут не только объединить людей сквозь расстояние, но и через время, эпохи. Папирусы, памятники древности, археологические находки разве не объединяют нас с людьми, жившими в древние века и даже в доисторическое время? Точно так же памятники искусства… могут быть посредниками взаимодействия и общения между людьми, принадлежавшим разным народам и эпохам». Люди могут взаимодействовать друг с другом вне зависимости от времени и расстояний лежащими между ними [4, с. 13].

Наблюдения показывают, что мужчины более общительны по сравнению с женщинами. Это связано с тем, что мужчинам свойственно экстенсивное общение, общение с широким кругом людей. Женщины общаются интенсивно. Благодаря этой особенности их общение происходит в малых группах (2-3 человека), что, однако, не является признаком низкого уровня коммуникабельности. Низкий уровень коммуникабельности или затрудненное общение характеризуется «трениями» и сбоями в сфере межличностного взаимодействия, проявляется в отсутствии взаимопонимания и конфликтной направленности человека в общении [3, с. 12].

С целью изучения коммуникабельности студентов и определения гендерных различий в их общении, был использован тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Согласно данной методике существует семь уровней коммуникабельности: сумма баллов 31-30 соответствует очень низкому уровню или замкнутому стилю жизни; 29-25 – просто низкому уровню; 24-19 баллов – ниже нормального уровня; 18-14 – нормальная степень коммуникабельности; 13-9 – выше нормальной степени коммуникабельности; 8-4 – высокая степень коммуникабельности; 3 и менее – болезненная форма коммуникабельности [5]. В опросе приняли участие 30 студентов педагогического и экономического институтов, 15 девушек и 15 юношей в возрасте 18-21 год.

Статистическая обработка данных показала следующие результаты: наиболее высокий (3б. болезненная форма) и низкий (22б. ниже нормального) уровень коммуникабельности среди всех респондентов обнаружился в группе юношей, студентов пединститута. В группе девушек высокий уровень коммуникабельности проявился лишь у двоих (4 и 8б. высокая степень) студентов-экономистов, низкий уровень отсутствует. Практически все девушки, студентки пединститута показали нормальную (67 %) и выше нормального (20 %) степень коммуникабельности. Большинство юношей показавших нормальную (40 %) степень коммуникабельности оказались студентами экономического института и степень выше нормального (40 %) – студентами педагогического института. Полученные результаты подтверждают наличие у студентов коммуникабельных способностей, необходимых в их будущих профессиях, особенно в психолого-педагогической сфере [1, с. 118].

Метод вторичной статистики t-критерий Стьюдента определил достоверность различий в коммуникабельности юношей и девушек. Значение t-критерия оказалось равным 2,66 и выше табличного значения 2,05 для выборки с общим количеством опрошенных 30 человек с вероятностью допустимой ошибки 0,05. Следовательно, различия в уровне коммуникабельности между группами юношей и девушек действительно существует. Выше в тексте мы представили суждение о том, что мужчины более общительны по сравнению с женщинами. Проведенное исследование подтверждает данное представление о гендерных различиях в общении.

Исследование уровня общительности

Xn

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

юноши

14

15

22

10

12

4

15

10

9

7

6

8

6

3

10

девушки

16

16

14

18

16

16

14

15

16

4

12

12

12

14

8

Выводы. Общение является жизненно необходимой активностью человека, средством его социализации и психического развития одновременно. Способность к коммуникабельности проявляется в умении устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты с людьми различных взглядов, убеждений и национальностей. Одним из эффективных посредников взаимодействия и общения в современном мире между людьми, принадлежащими разным народам и эпохам может стать сама культура в виде памятников древности, памятников науки и искусства. Гендерные различия в коммуникабельности существуют, при этом мужчины проявляют большую активность в общении по сравнению с женщинами. Студенты педагогических специальностей более коммуникабельны, чем студенты-экономисты.

Рекомендации. Общение – наиболее простой и доступный способ взаимодействия с людьми, развитие которого является ведущим условием эффективной деятельности человека. Коммуникабельность способствует успешному развитию личности человека. Чем более разнообразен и обширен круг общения человека, тем более эффективно его развитие. Необходимо изучать историю культуры и искусства народов разных стран как путь развития коммуникабельности и взаимодействия в мире.


Библиографическая ссылка

Васильева М.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15320 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252