Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЗНАЧЕНИЕ ЭМПАТИИ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Богатырева Ж.В. 1 Асташов М.А. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Андреева Г.М. Социальное познание в психологии. Истоки и предметное содержание // Мир психологии. – Москва-Воронеж. – 1999. – № 3. – 254 с.
2. Анисимова Н.П., Тютяева О.В. «Особенности эмпатии у старшеклассников» // Ярославский педагогический вестник: Научно-методический журнал. – 2002. – №2(31). – С.83-90.
3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147-156.
4. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык / пер. О. Исакова М. Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – № 2. – C.16-36.
5. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. – Н. Новгород, 1999. – C. 157.
6. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. – Гродно, 1989. – C. 182.
7. Петрушин С.В. Секреты открытого общения. – Казань: Татарское книжное издательство, 1994.
8. Проблемы трудового воспитания будущих специалистов ВУЗЕ. Красноок З.П., Богатырева Ж.В. Инновационные процессы в высшей школе: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственный технологический университет, 2011. – С. 210-211.
9. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. с. – 480.
10. Савицкая Л.А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. – М, 1998. – С.- 157.
11. Секрет эффективного общения. Хачиянц А.Л., Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 172.
12. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): С-Питер. Гос. Ун-т СПб., 1995. – C. 289.

Актуальность проблемы состоит в том, что адекватное формирование образа «Я» и позитивное отношение к нему является условием психологического благополучия. У таких людей качественные отличия – другая система мотивации, другие ценности, другое мышление и восприятие. «Психологическое здоровье» в свою очередь подразумевает саморазвитие и социализацию личности, самоактуализацию и адаптацию в окружающей действительности, и, конечно же, самоопределение относительно профессии.

Эмпатия предполагает знания психологических особенностей, способность к сопереживанию, умению поставить себя на место другого. Это качество наиболее важно в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может создавать проблемы в общении. Отсутствие эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что, в свою очередь, может перерасти в жестокость. К сожалению, примеров этому в истории взаимоотношений, более чем достаточно.

К категории эмпатии обращаются представители разных психологических направлений чаще при рассмотрении и изучении проблем межличностного взаимопонимания [1]. Взаимопонимание имеет две стороны: познание себя самого и адекватность восприятия другого, а одним из механизмов взаимопонимания является эмпатия.

Эмпатия – процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду, и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента: а) принятие личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом человеке [3, 6].

На сегодняшний день в рамках различных психологических традиций и школ накоплен огромный фактический материал, со всей очевидностью демонстрирующий зависимость Я-концепции и отношения к себе в частности, от значимого социального окружения. Таким образом, чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференцированным будет его самосознание и представление о себе [7]. Благодаря эмпатии, как пусковому механизму, поступающая информация о себе самом в переживаниях многомерна и многоаспектна, а, следовательно, самосознание становится более дифференцированным. Таким образом, эмпатия способствует усложнению представления о себе. Человек может по наибольшему количеству критериев соотнести информацию о самом себе и лучше понять себя, а так же выстроить путь дальнейшего своего саморазвития. Так как жизненная функция самосознания – не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь выработке эффективной жизненной ориентации, включая чувство целостности и самоуважения [5].

Цель данного исследования: Выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и параметрами самоотношения студентов. Согласно рабочей гипотезе, чем выше уровень эмпатии, тем позитивнее самоотношение.

Задача диагностики уровня эмпатии решалась с помощью методики «Диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

Необходимо сделать уточнения по поводу понятия «самоотношение». Как показывает анализ существующих мнений, ни один из подходов не дает удовлетворительного и обоснованного решения проблемы строения самоотношения. К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооценку как два аспекта самоотношения, последнее, обладает сложным строением. Включает две подсистемы: самооценочную (система самооценок) и эмоциональную (эмоционально-ценностное отношение к себе), каждая из которых специфически связана со смыслом «Я». Феноменологически эти системы лежат в одной плоскости. Наличие двух аспектов в общем «самоотношении» признается и некоторыми другими исследователями Л.Я. Гозманом, С.Р. Пантилеевым, А.Г. Шмелевым, Кондратьевой, В.В. Столиным и д.р. [12]. Таким образом, наше исследование опирается на трактовку – Самоотношение как чувство в адрес «Я», включающее переживания различного содержания (т.е. двух подсистем – самоуважение, аутосимпатия, отраженное отношение от других и самопредставление себя другим, самоуважение, чувство компетентности или самоуверенности, самообвинение, самоценность, самопринятие, самобичевание, самоконтроль, самоинтерес и т.д.).

Задача диагностики параметров самоотношения решалась с помощью «Методики исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева, в соответствии с 9 входящими в нее шкалами: закрытостью-открытостью, самоуверенностью, саморуководством, отраженным самоотношением, самоценностью, самопринятием, самопривязанностью, внутренней конфликтностью, самообвинением и 3 факторами: самоуважение, аутосимпатией и самоуничтожением.

Для определения позитивного самоотношения важны следующие параметры: принятие себя (самопринятие), ощущение собственной ценности (самоценность), самоуверенность, открытость для самопонимания (честность с собой) и т.п. В связи с этим для определения данных параметров из теста для нашего исследования важны следующие шкалы:

– шкала открытости-закрытости- шкала самоуверенности – шкала самоценности

– шкала самопринятия – шкала отраженного самоотношения (ожидаемое отношение)

– саморуководство – самопривязанность

Необходимо сделать предположение по поводу двух последних шкал, скорее всего они в меньшей степени связаны с позитивным отношением к себе и адекватным оцениванием себя, а так же будут плохо способствовать развитию эмпатическому пониманию. Дальнейшее исследование может подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Исследование уровня эмпатии у и параметров самоотношения проводилось среди студентов КубГТУ. Выборка – 300 испытуемых из них 150 – девушек и 150 – юношей. Возрастные границы выборки испытуемых: от 17 до 20 лет включительно.

Анализ полученных первичных статистических данных по измерению уровня эмпатии у студентов показал следующее:

– очень высокий уровень эмпатии имеют 44 чел.

– средний уровень эмпатии имеют 82 чел.

– заниженный уровень эмпатии имеют 124 чел.

– очень низкий уровень эмпатии имеют 50 чел

У данной группы испытуемых преобладает заниженный и низкий уровни эмпатии. Это означает, что необходимо создавать такие межличностные отношение, которые создадут благоприятные условия для формирования у студентов эмпатийной установки. А, как известно, подрастающие поколения принимают формы поведения, транслируемые обществом, прежде всего, семьей и близким окружением.

По методике исследования самоотношения, полученные при обработке суммарные баллы \ сырые оценки \ по шкалам переведены в нормативные оценки по 10-бальной шкале \стены\.

Корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции по Пирсону позволил выявить связи различной степени значимости между общим уровнем эмпатии и отдельными параметрами самоотношения.

Анализ выраженности связей общего уровня и отдельных параметров самоотношения между собой показал следующее.

1. Для понимания себя и дальнейшего развития важно ощутить одобрение, чувство собственной значимости, что в свою очередь даст уверенность и независимость в своих поступках и мыслях. Это, конечно, не предполагает конформности и зависимости. Самоценность и самозначимость высоко коррелирует с эмпатией (r=0,28). Так как эмпатия направляет заинтересованность к собственному Я, «любовь к себе», дает ощущение ценности собственного Я и одновременно предполагает ценность собственного Я для других. Т.е. способна вызвать в других глубокие чувства к себе, в силу способности понимать других, так как потребность у других быть понятым составляет основу для признания другого. В самоценности отражается эмоциональная оценка своего Я по внутренним критериям любви, духовности, богатству внутреннего мира.

2. Корреляция так же высока между эмпатией и открытостью (r=0,24). Это и не удивительно. Человек отдает себе отчет в своих чувствах, потребностях и мыслях благодаря внутренней честности (открытости) и навыку рефлексии, способен не скрывать значимую неприятную информацию о себе. Такие люди реже используют психологические защиты и реже ориентируются на мнение окружающих. Они чаще ищут причины происходящих событий в себе самом. Хорошая возможность гибкости поведения, саморегуляции и самореализации связаны с отсутствием внутренней напряженности, что в свою очередь благоприятно влияет на межличностное взаимодействие. Шкала открытости возможно должна коррелировать с познавательными потребностями, т.к. человек всегда открыт новым впечатлениям и новому опыту.

3. Благодаря ощущению своей значимости человек ждет от окружения не только поддержки, но и ожидает обобщенного положительного отношения к себе. Он ждет, что его личность в целом и его деятельность способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Эмпатическое понимание сможет оправдать эти надежды, и это подтверждает корреляция между эмпатией и отраженным самоотношением (r=0,20).

4. Корреляция не менее значима между эмпатией и самопринятием (r=0,18). Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени и обладанием надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Возможно, у испытуемых нет чувства целостности, единства: плохо осознают прошлое, а будущее кажется буквальным продолжением настоящего. Диффузность, расплывчатость представлений о времени и себя в нем сказывается и на самосознании, в котором страстная жажда нового может перемежаться со страхом перед жизнью. Отсюда недовольство собой, неодобрение своих планов и желаний, и непринятие себя таким, какой есть, отсутствие согласия с самим собой. Такой результат, скорее всего, оправдан низким уровнем эмпатии у студентов, если бы он был выше, было бы выражено самопринятие и коэффициент зависимости.

5. Слабее взаимосвязь между эмпатией и самоуверенностью (r=0,13). Она оправдана скорее тем, что самоуверенность формирует у испытуемых высокое мнение о себе и своих качествах, т.е. завышает самооценку, концентрируя человека на себе (эгоцентризм), а поведение может быть властным или даже агрессивным, что в прочем свойственно юношескому поведению при «завоевании своего места» в социуме. Однако при этом невозможно адекватное самооценивание, отсутствует ощущение целостности в силу нежелания видеть каких-либо своих сторон и как следствие недовольство собой и своими возможностями.

6. Слабая связь между эмпатией и саморуководством (r=0,09). Вероятно, такая слабая взаимосвязь должна быть. Во-первых, «личный контроль» помогает человеку демонстрировать социально-одобряемые качества и социально-желаемое поведение. Во-вторых, «личный контроль» противоречит точки зрения К. Роджерса, согласно которой фундаментальная природа человека, действующего свободно, конструктивно и заслуживающего доверия, несомненно, приводит к развитию и личностному росту, что представляет собой самоактуализация. Которая в свою очередь предполагает личностную зрелость: полную реализацию талантов, способностей и возможностей человека в обществе – на работе, в кругу семьи и друзе, т. е. достижение «жизненного успеха» [9]. Люди с высоким уровнем личностной зрелости строят более открытые, доверительные и стабильные отношения с окружающими людьми. К этому особенно важно стремиться в дисгармоничном, неустойчивом обществе, где масштаб личности определяется, в том числе и ее способностью совладать с неблагоприятными условиями окружающей жизни.

7. Так же слабая связь между эмпатией и самопривязанностью (r=0,06). Высокий показатель по самопривязанности по-видимому, отражает некоторую ригидность Я-концепции, с оттенком самодостаточности, отрицанием возможности развития. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Образу «Я». По своему психологическому содержанию параметр самоотношения близок к «кристаллизации» т.е. легкость или трудность изменения человеком представления о себе. Скорее всего, данная связь предполагает неудовлетворенность собой, готовность и желание к изменениям в работе над собой.

Обобщая изложенные выше результаты проведенного исследования, можно констатировать следующее:

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что именно параметры открытость и самоценность, в свою очередь, имеют значимые связи с общим уровнем эмпатии. Открытость позволяет сформировать ощущение самоценности на основе принятие себя другими.

Во-вторых, при относительно невысоком уровне эмпатии у всей выборки являются самыми значимыми связи с такими параметрами самоотношения как – самоценность, открытость, отраженное самоотношение. Последнее подтверждает тезис о том, что чем выше эмпатийное понимание другого, тем больше возможностей оценки себя как нужного, значимого для другого, формирующее уверенность в своей самоценности. А это в свою очередь будет способствовать развитию «эмпатической культуры».

В-третьих, можно говорить о том, эмпатия рассматривается как субъективное психическое качество человека.

В-четвертых, феномен эмпатии имеет социально-психологическое происхождение и многоуровневую структуру. А человеку отводится крайняя точка «аппаратной реализации» эмпатии.

Как показывают результаты проведенного исследования, эмпатия влияет на самопономание и позитивное отнощение к себе. Отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным. Позитивное самоотношение является условием психологического благополучия и, в конечном итоге – «психологического здоровья» человека. Люди обладают ярко выраженной потребностью в самоутверждении, потребностью в позитивном представлении себя и своих позитивных особенностей, свойств и качеств, а эмпатия помогает личности быть внутренне честным, ощутить свою значимость через понимание и принятие. Высокий уровень эмпатии является условием для познания других и самопознания.

Проблема формирования представления о себе выводит нас в область взаимоотношений индивида и социального целого. Степень целостности, устойчивости и последовательности построения данного представления прямо связана со степенью гармоничности или дисгармоничности тех общественных отношений, к которым принадлежит и в которых участвует эта личность.

Сегодня скорее эмпатия должна пониматься в меньшей степени, как только условие эффективного терапевтического взаимодействия, а большей степени – как специфический вид поведения в обыденном взаимодействии людей. К. Роджерс имел основания предполагать, что отношения в психотерапии являются лишь одним из видов человеческих отношений и одна и та же закономерность действует во всех видах отношений [9]. Поэтому кажется разумным предположить, что, если родители при общении с подростком или юношей создадут такой психологический климат, который создаст эмпатическое понимание, чадо будет более самоуправляемым, социализованным и зрелым. В той степени, в какой педагоги создадут эту атмосферу, студенты становятся более самообучающимися, творческим, дисциплинированным, менее беспокойным и управляемым другими. Благодаря таким отношениям будет формироваться «эмпатическая культура» в обществе, которая наполнит качественно новым содержанием межличностные отношения.

Бесспорно то, что остается еще много неоднозначных аспектов, спорных позиций, открытых вопросов. Например, поскольку эмпатия не является простым навыком, неясным остается вопрос обучения. Сама природа данного понятия нам не до конца известна. Мы, например, точно не знаем, когда она впервые появляется в жизни человека и как развивается, лежат ли в ее основе некоторые задатки, данные человеку от природы, или она полностью формируются под прямым влиянием социальных условий, в которых человек живёт. Но с уверенностью можно сказать, что значение эмпатии в жизни любого человека велико.


Библиографическая ссылка

Богатырева Ж.В., Асташов М.А. ЗНАЧЕНИЕ ЭМПАТИИ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15307 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252