Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Садовникова А.А. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Виноградова Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М: СПУТНИК, 2010. – С. 123.
2. Гребенникова В.Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: Сфера, 2007. – 221 с.
3. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи Учебное пособие. – Минск: Консорциума, 2007. – 156 с.
4. Зверева Г.Н. Взаимодействие ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
5. Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Черная Е.В., Новоглядова Е.В. Психолого-педагогические аспекты организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 07 авг. 2015 г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 110–116. URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10761 (дата обращения: 16.12.2016).

В современных условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) возлагаются ответственные социальные задачи. Основными условиями ФГОС ДО определяет взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов – партнерство с семьей [6]. Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест.

Проблема исследования эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей описана в работах Н.Ф. Виноградовой [1], В.Н. Гребенниковой [2], В.П. Дуброва [3], Г.Н. Зверевой [4], Л.Н. Свирской [5] и др.

Существуют две формы взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. К нетрадиционным формам относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, «почтовый ящик», участие родителей в конкурсах, выставках и т.д. [6]. Одной из самых современных, но и эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание, которое можно проводить в форме дискуссий, круглых столов, используя видеозаписи деятельности детей, конкурсных выступлений и др.

Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Нетрадиционные формы организации делятся на следующие группы:

- информационно-аналитические – используются для выявления интересов;

- досуговые – устанавливают эмоциональный контакт через опросы, анкетирование и т. д.;

- познавательные – знакомят родителей с разнообразными особенностями детей (психологическими, возрастными);

- наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – знакомят с работой дошкольного образовательного учреждения.

Изучение семьи ребенка позволяет педагогу ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, традиции, духовные ценности и т.д. В зависимости от различий семейного воспитания, в структуре общения, необходимо применять разнообразные формы работы.

Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями [3]:

1-й этап – родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результат является дальнейшим планированием работы с родителями;

2-й этап – заинтересовать родителей работой педагогов детского сада;

3-й этап – сформировать у родителей более полный образ своего ребенка;

4-й этап – рассказ родителей о чертах ребенка, о трудностях и тревогах:

5-й этап – планирование содержание работы с родителями.

Задача педагогов – заинтересовать родителей, чередуя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Планируя эти формы работы, воспитателю следует способствовать тому, чтобы родители проявляли себя как активные субъекты образовательного процесса, обеспечивая единство педагогического влияния на дошкольников в образовательном учреждении и в семье [8].

С учётом представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, надо выбирать формы взаимодействия, что предполагает наличие эмпатии. А содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.


Библиографическая ссылка

Садовникова А.А. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15303 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252