Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

Кабанина А.В. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия [Электронный ресурс] // Sbiblio.com: [сайт]. [2015]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/feyerbah_agressija/ (дата обращения: 9.12.2015).
2. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] // Декларация от 20.11.1959. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Конвенция от 20.11.1989 № 44/25. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ. –правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Лоренц К. Агрессия [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: [сайт]. [2015]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lorenc/_Agress_Index.php (дата обращения: 15.12.2015).
6. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] // Закон РФ от 27.12.1991. № 2124-1. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Общий уровень преступности в Сахалинской области снизился более чем вдвое за 2014 год // Sakhalinmedia.ru: интернет-издание. 2015. 1202. URL: http://sakhalinmedia.ru/news/society/12.02.2015/420581/obschiy-uroven-prestupnosti-v-sahalinskoy-oblasti-snizilsya-bolee-chem-vdvoe-za-20.html (дата обращения: 19.12.2015).
8. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: [сайт]. [2015]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/po_stor.php (дата обращения: 17.12.2015).
9. Хан С.Н., Черная Е.В. Коррекция девиантного поведения как направление работы социального педагога // Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, философии: материалы III Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 21 апреля 2014 г.). Новосибирск: ЦСРНИ, 2014. C.74-77. URL: http://www.csrni.ru/conf/2014/04/21/012.php (дата обращения: 17.12.2015).

Актуальность исследования проблемы агрессии подростков определяется рядом причин. Так, многочисленные публикации в средствах массовой информации (СМИ) свидетельствуют об увеличении пропаганды насилия в обществе, нередко подростки снимают на видео и выкладывают на всеобщее обозрение в СМИ совершенные акты жестокости. Кроме того, в Сахалинской области «число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, увеличилось в 2014 году с 396 (в 2013 году) до 406» [7].

На необходимость развития системы профилактики и предупреждения агрессией указывает целый ряд документов [2; 3; 4]. Всё это поставило перед педагогами дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности задачи по предупреждению агрессии в детcко-подростковой среде.

Следует отметить, что вопросами, связанными с детской и подростковой агрессией, занимались многие психологи, среди которых можно отметить Р. Бэрона, Д. Ричардсона [1], К. Лоренца [5], З. Фрейд [8], а также ряд других ученых, итоги деятельности которых позволили определить, что главными мотивами агрессии являются потребность в самоутверждении, защите, а также самооправдание.

С позиций биологии, человек как вид, эволюционно унаследовал инстинктивную агрессию, регулировать которую в социуме призваны существующие в обществе нормы, правила, традиции, ценности. Если же в силу разных причин эти нормы не срабатывают, то агрессия может перейти в жестокость. Бесспорно, решающим фактором возникновения агрессии является влияние социальной среды – пространства, непосредственно окружающего человека в социуме. На возникновение жестокости могут оказывать влияние ситуативные причины, а именно: намеренность агрессии, когда основным стимулом является эмоциональная реакция на планируемое насилие; ожидание возмездия как ответной реакции на некорректное поведение окружающих; чрезмерность пропаганды насилия в СМИ. Свое воздействие оказывают и новые компьютерные видеопродукты.

С целью изучения особенностей проявления агрессии у студентов первых курсов Южно-Сахалинского педагогического колледжа (ЮСПК СахГУ) было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 69 студентов первых курсов (15–16 лет), которым было предложено ответить на 75 вопросов теста (методика Басса-Дарки). Результаты показали следующее:

- естественный уровень агрессии имеют 70 % опрошенных,

- превышение уровня агрессии и враждебности имеют 25 % опрошенных,

- подавленность испытывают 5 % опрошенных.

Полученные данные свидетельствуют о том, что не менее 30 % подростков находятся в негативном эмоциональном состоянии. Поэтому педагоги, в том числе, педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, в работе с подростками, испытывающими агрессивные эмоциональные состояния, должен создавать все условия для сокращения асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижая масштабы их распространения в подростковой среде [4]. При этом формами его коррекционно-профилактической деятельности могут быть самые разнообразные: от индивидуальных консультаций, тренингов до культурно-массовых мероприятий. Общими направлениями социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков можно считать следующие:

- Диагностику личностных ценностей посредством различных психологических методов.

- Позитивное взаимодействие с подростками, используя включение в трудовую и социальную деятельность, развитие творческих возможностей.

- Посредничество во взаимодействии со специалистами различных служб.

- Социально-экономическое взаимодействие с различными структурами [9].

Таким образом, социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков ? это важное направление работы социального педагога.


Библиографическая ссылка

Кабанина А.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15291 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674