Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Копырина Л.И. 1
1 Институт психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций // Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – С. 281-310.
2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.
3. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.
4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Наука, 1982. – 643 с.
5. Радугин А.А. Психология // Понятие и структура «личности. – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400 с.

Психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет – это в большей степени качественное, а не количественное описание тестовых данных портрет – это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Цель исследования: составить социально-психологический портрет современного подростка.

Предмет исследования: социально-психологический портрет современного подростка.

Объект исследования: подростки 11-15 лет.

Гипотеза исследования:

1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.

2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2» МО «г. Якутск» (обучается 1921 учащихся):

Задачи:

1. Изучение социально-психологических и психологических особенностей подростков НПСОШ № 2 с 7 по 10 классы;

2. Описание среднегрупповых результатов, установление тенденций социально-психологических и психологических особенностей подростков в зависимости от перехода со среднего к старшему звену общего школьного образования;

3. Составление социально-психологического портрета «среднего» подростка.

Основные и частные гипотезы:

1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.

1.1. У подростков преобладают экстернальность, стремление к доминированию и эмоциональный дискомфорт;

1.2. Показатели адаптированности имеют тенденцию к повышению от средних к старшим классам.

2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.

Методы исследования. Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерсом и Р. Даймондом.

В основу методики заложена модель отношения человека с социальным окружением и самим собой. Основным ее достоинством является то, что это валидный измерительный инструмент, который может быть применен в работе с подростками. Шкала СПА изучает адаптированность как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.

Результаты диагностики интегральных показателей социально-психологической адаптации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Интегральные показатели социально-психологической адаптации

Классы

Всего

Адаптация, А

Приятие других, L

Интернальность, J

Самоприятие, S

Эмоциальная комфортность, E

Стремление к доминированию, Д

10 кл

41

58,55

37,9

50,64

58,55

58,55

72,59

9 кл

57

62,9

39,94

55,12

62,9

62,9

76,88

8 кл

51

61,04

39,24

53,18

61,04

61,04

75,35

7 кл

57

57,56

37,99

49,52

57,56

57,56

72,6

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для всей выборке подростков наиболее высокий процент имеет такой интегральный показатель социально – психологической адаптации как самопринятие 57–62 %. Принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. В нашем исследовании, высокие значения шкалы самопринятие свидетельствует о том, что как младшие, так и старшие подростки характеризуются пониманием и одобрением самого себя, доверием к себе, им свойственна позитивная самооценка и удовлетворенность собой. Подросток ценит свою уникальность, способности, общие достоинства.

Шкалы социально-психологической адаптации «приятие других» имеет фактически одинаковые значения 37–39 %, что свидетельствует о том, что подростки способны устанавливать холодные отношения с окружающими, но не всегда терпимы к людям, и поэтому не всегда принимают каждого таким, каков он есть. В меру общительны, открыты с теми людьми, к которым испытывают уважение. Находясь в состоянии повышенного настроения, могут не стесняться своих чувств, но испытывают стеснение для открытого их выражения. В проблемных конфликтных ситуациях могут проявлять агрессию, что зачастую не помогает им с легкостью ее разрешить.

Значение в 58 % занимает шкала «интернальность», что свидетельствует о том, что у подростка наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, имеет контроль над своей собственной судьбой, над всем происходящим. Но в проблемных ситуациях подростки не спешат брать на себя ответственность за свои же действия.

Наибольшее значения 72–76 % имеет шкала «стремление к доминированию», мы это связываем с тем, что подросток только начинает чувствовать себя взрослым, оставаясь, по сути, ребенком. Подростки, безусловно, честолюбивы и неравнодушны к успеху, похвале: в том, что для него существенно, но при этом им не хватает собственных убеждений и правил. Представим выраженность интегральных показателей социально-психологической адаптации по группам испытуемых.

Так, группа старших подростков, в отличие от группы младших подростков, имеет более высокие значения по таким показателям как: адаптация, самопринятие, интернальность, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию. Мы можем объяснить это тем, что у старших подростков появляется устойчивый интерес к познанию себя, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими и своей уникальности.

Мы констатируем, что старшие подростки вырабатывают собственные критерии оценки себя, «видения» себя с опорой на сильные стороны своей личности. У них происходит постепенный переход от оценки заимствованной у взрослых, к самооценке. Они стремятся занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (шкалы «интернальность» и «стремление к доминированию»).

Очевидно, что наибольшую выраженность имеет шкала «Самопринятие». И чем старше подросток, тем выраженность значения по этому показателю социально – психологической адаптированности выше. Этому в возрастной психологии имеется логическое объяснение.

Отметим, что весь адаптивный процесс к социуму регулируется со стороны Я. Для детей старшего подросткового возраста характерна устремленность в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. В 15 лет расширяется представленность различных характеристик в «образе Я», но акцент делается на описании себя в контексте интимно-личностного общения. Поэтому именно в старшем подростковом возрасте впервые появляется характеристика себя как личности.

Эффективность социально-психологической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Изменение социальной ситуации развития в старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом создают все условия для проявления индивидуальности.

По сравнению с младшим подростком старший подросток уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах собственных действий.

В результате исследования интегральных показателей социально-психологической адаптированности с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, можно сделать вывод о том, что наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию».

Далее нами была проведена диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, результаты представлены в табл. 2.

Результаты анализа уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению представлены в табл. 3.

Таблица 2

Средние значения мотивации учения и эмоционального отношения к учению по классам

Классы

Среднее арифметическое

Стандартное

отклонение

27,57

4,47

12,54

14,14

24,07

8,54

22,84

6,46

30,05

4,33

24,96

4,74

10б

26,95

4,36

10в

25,04

7,31

Общее

24,25

5,24

Таблица 3

Процентные показатели уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению по классам

Уровни

10 классы

9 классы

8 классы

7 классы

I -продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

0 %

4,16 %

35,18 %

0 %

II – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

10,63

12,5

9,25

28,3

III – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

27,65

9,25

9,25

28,3

IV – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

42,55

22,2

22,2

43,29

V – резко отрицательное отношение к учению

17,02

7,4

7,4

3,77

По итогам исследования в 10-х и 7классах 1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – 0 %, 9 классах-4,16 %, 8 класса – 35 %; II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу в 8 – классах –высокий ( 28 %) ; низкий – в 7классах ( 9,25 %); III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией в 10 классах – высокий (27,6 %); низкий в 9-8 классах – 9,25 %; IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению в 7 классах – (43,29 %) и 10-х классах (42,5 %); низкий – в 9-х и 8-х классах – (22,2 %); V уровень – резко отрицательное отношение к учению высокий в 10-х классах (17,02 % ); низкий- в 7-х классах (3,77 %).

В результате диагностики анкеты «Мое мнение о классе» получили следующие: высокой удовлетворенности учащихся своим классом – 9а класс (63,64 % – 14 человек) и 7г класс (40 % – 12 человек); низкая удовлетворенности учащихся своим классом 7е класс (69 % – 18 человек) и 8 а класс ( 32 % – 8 человек).

Из 107 респондентов, т.е 7-10 классы высокая удовлетворенности учащихся 64 (31,7 %); низкой удовлетворенности учащихся 43 (20,85 %) , а остальные средней (58 %) удовлетворенности учащихся

Исходя из всего выше сказанного, следует вывод:

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

В результате исследования социально-психологической адаптированности наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию». Эмоциональное отношение детей к школе можно рассматривать как проявление комплекса эмоционально-оценочных суждений об отношении ребенка к самому себе как ученику, к учению и учителям. Анализ этого отношения можно осуществлять по следующим критериям: субъективное восприятие учеником своей успешности, характер тревожности, направленность эмоций (положительные, отрицательные), интенсивность, осознанность, устойчивость, избирательность, самооценка собственного эмоционального состояния в школе. По результатам анкетирования «Мнение о классе» высокие показатели удовлетворенности.

Таким образом, по полученным результатам социально-психологический портрет современного подростка можно охарактеризовать как наиболее высокий интегральный показатель социально-психологической адаптации как самопринятие. В ходе исследования мы убедились в том, что специальное изучение социально – психологических особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывает различия в особенностях разных подростковых сообществ, те изменения, которые происходят в результате изменений социальной ситуации развития. На наш взгляд, изучение социально – психологический портрет подростков необходимо, потому что позволяет повысить эффективность работы направленную на их социализацию.


Библиографическая ссылка

Копырина Л.И. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15261 (дата обращения: 16.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252