Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИОНИКА И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Иванова С.А. 1 Погорелова Н.Г. 1
1 МАОУ СОШ №166
1. Аугустинавичюте А. Социон. – М.: Чёрная белка, 2007. – 192 с.
2. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.: Чёрная белка, 2008. – 568 с.
3. Афанасьев А. Синтаксис любви. – Изд-во: «Aleafan», 1997.
4. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения // Соционика, ментология и психология личности. – 1996. – № 3. – С. 72–79.
5. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. Соционика – новый метод познания человека. – М.: Астрель: Изд-во АСТ, 2003. – 528 с.
6. Ермак В.Д. Классическая соционика. – М.: Черная Белка, 2009. – 472 с.
7. Соционика.инфо [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socionika.info (дата обращения 20.01.2016).
8. Школа системной соционики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socionicasys.org (дата обращения 20.01.2016).
9. Школа Физиогномической Соционики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychotype.ru (дата обращения 20.01.2016).

Проблема межличностных отношений не является новой. Однако особую актуальность приобрела она в последнее время. Урбанизация общества и большая экономическая самостоятельность индивидуумов усугубили проблему межличностных отношений [3]. В наше время играет большую роль умение человека общаться с другими людьми, налаживать связи, заводить друзей. Начать свободно общаться с человеком, не зная абсолютно ничего о его характере и интересах, оказывается сложным. Здесь нам может помочь соционика, благодаря которой мы сможет найти правильный подход к человеку, скорректировать свое поведение, добиться успеха в общении. Более того, знание своего соционического типа помогает лучше понять себя, правильно установить цели в жизни, выбрать наиболее подходящую профессию.

Цель исследования: показать практическое применение соционики.

Объект исследования: особенности тех или иных типов соционики в общении, обучении и работе.

Предмет: влияние соционического типа на межличностные отношения.

Гипотеза: соционический тип определяет структуру и перспективы межличностных отношений. Знание типа помогает подобрать для себя наиболее подходящую профессию, сформировать круг общения.

Методическая основа: труды Аушры Аугустинавичуте [1, 2], Школы Физиогномической соционики [9], Школы Системной Соционики [8].

Практическая важность исследования: соционика может служить концептуальной основой для адаптации и комфортного существования личности в социуме, создания и формирования коллективов.

Теоретические положения соционики

«Соционика – наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними» [1]. Эта наука изучает законы, по которым человеческая психика воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире, классифицирует людей по типам психики и описывает закономерности отношений между ними [9]. Основное отличие соционики от других наук о человеке состоит в применении модельного подхода к обработке информации психикой. Практическая область применения соционики широка и лежит в областях: проблем личности, личностной совместимости, профориентации, коммуникации и многих других [8].

Основополагающим понятием в соционике является тип информационного метаболизма. Модель типа информационного метаболизма (сокращённо – ТИМ) отражает структуру психики, обрабатывающую информацию при взаимодействии с окружающим миром. Эта модель построена Аушрой Аугустинавючюте [1, 2] (в честь которой эту модель часто называют «моделью А») и обоснована В.Д. Ермаком [4-6] с позиций теории управления. Модель типа информационного метаболизма психики – это структура психики, комплекс элементов которой (психических функций) моделируется соответствующим комплексом «процессоров», снабжённых функционально ориентированной «операционной системой» и «рабочими программами» для обработки информационных аспектов взаимодействия психики с окружающим миром.

Модель А состоит из восьми «виртуальных процессоров» – психических функций, или иначе говоря аспектов, которые объединены в 4 горизонтальных блока (рис. 1): Эго (функции 1 и 2), Суперэго (функции 3 и 4), Суперид (функции 5 и 6) и Ид (функции 7 и 8). Блоки Суперэго и Эго вместе составляют суперблок Ментал, блоки Суперид и Ид – суперблок Витал [8].

Следует отметить, что основополагающими функциями типа являются 1 и 2 аспекты, функции блока Эго. Они проявляются больше всего, играя важнейшую роль при обработке информации. Функции блока Суперэго являются болевыми: области неуверенности, сомнений и страха. Если функции блока Суперэго совпадают с функциями блока Эго другого человека, то получается наихудший вариант отношений (Суперэ-Эго или конфликтные). Два человека, сами того не замечая, будут давить на слабые функции другого, тем самым провоцируя конфликты.

Функции блока Суперид так же являются слабыми, но в то же время нуждаются в получении информации по своему аспекту. Когда функции блока Суперид совпадают с функциями блока Эго другого человека, это считается наилучшим вариантом отношений (дуальные или активационные). В данных отношениях человек получает нужную ему информацию, в то время как давление на болевые функции максимально уменьшается. Функции блока Суперид являются такими же сильными, как и функции блока Суперэго, но используются гораздо меньше. Всего в соционике 8 аспектов, которые отражены в таблице.

bez3.jpg

Рис. 1. Функционирование модели А [8]

Соционические аспекты [7]

Аспект и символ

Проявление

Логика

Деловая логика (черная логика)

t1.jpg

Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности. Способность к анализу фактов, поступков, процессов. Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность. Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Восприятие движения и пространства.

Структурная логика (белая логика)

t2.jpg

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать. Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного. Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира. Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы. Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

Этика

Этика эмоций (черная этика)

t3.jpg

Существование в мире эмоций. Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению. Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм. Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов

Этика отношений (белая этика)

t4.jpg

Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий. Восприятие окружающего через те чувства, которые оно вызывает. Способность различать отношения и улавливать их оттенки. Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Сенсорика

Волевая сенсорика (черная сенсорика)

t5.jpg

Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали. Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой. Умение искать и ставить цели в отношении объектов. Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности. Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям. Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли. Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство

Сенсорика ощущений (белая сенсорика)

t6.jpg

Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность. Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают. Способность различать качества ощущений. Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт

Интуиция

Интуиция возможностей (черная интуиция)

t7.jpg

Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть. Восприятие внутренних качеств и назначения объектов. Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат. Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей. Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды

Интуиция времени (белая интуиция)

t8.jpg

Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий. Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии. Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии. Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают. Способность различать оттенки внутренних состояний. Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени. Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие

Комбинации этих аспектов в определенной последовательности образуют 16 типов личности в соционике (рис. 2).

Следует заметить, что модель А строится по определенным правилам: за черным аспектом следует белый, и рациональным аспектом (логика, этика) следует иррациональный аспект (сенсорика и интуиция, и наоборот). А так же функции витального блока зеркально повторяют функции ментального блока, заменяя цвет аспекта на противоположный. Это означает, что, зная первые два аспекта модели типа информационного метаболизма того или иного типа, мы можем без труда восстановить всю его модель.

Каждый тип имеет свои особенности, которые отражены в его модели информационного метаболизма. Эти особенности подробно описаны у многих авторов [2, 5]. Между типами существует система межличностных отношений, со своими особенностями взаимодействия.

bez4.jpg

Рис. 2. Модели 16 типов информационного метаболизма [8]

Экспериментальная проверка гипотезы

Мы рассмотрели взаимодействие логико-сенсорного интроверта (ЛСИ) с двумя типами: сенсорно-этического экстраверта (СЭЭ) и сенсорно-логического экстраверта (СЛЭ) (рис. 3). Несмотря на схожесть двух последних типов, их взаимодействие с ЛСИ сильно отличалось.

bez5.jpg

Рис. 3. Изученные типы информационного метаболизма: а – модель сенсорно-этического экстраверта (СЭЭ); б – модель логико-сенсорного интроверта (ЛСИ); в – модель сенсорно-логического экстраверта (СЛЭ)

СЛЭ и СЭЭ отличаются лишь второй функцией, у СЛЭ это логика, у СЭЭ это этика. Но такое маленькое различие порождает расхождение во многих взглядах личности, разные ценности в жизни.

У СЛЭ и ЛСИ зеркальные отношения. Это значит, что первые две функции у них одинаковые, просто поменяны местами, что видно по рисунку. Ни ЛСИ и СЛЭ не задевают слабых функций другого. Такие отношения обеспечивают наилучшее понимание, вследствие чего отношения развиваются достаточно быстро и являются благоприятными для обоих. Многие их взгляды совпадают, они имеют общие ценности.

У ЛСИ и СЭЭ отношения ревизии. Это означает, что ревизор, ЛСИ, ненамеренно будет давить на болевую функцию, структурную логику СЭЭ, в то время как последний никак не сможет это давление компенсировать. Это происходит потому, что болевая функция ЛСИ, интуиция возможностей, у СЭЭ тоже слабая, а его самая сильная функция, находящаяся на первой позиции, волевая сенсорика, у ЛСИ находится на второй позиции, т.е. тоже является сильной. Единственный способ хоть как-то уменьшить давление, это защищаться по этике отношений, но так как эта функция у ЛСИ находится не на четвертой (болевой), а на третьей позиции, это не так сильно его задевает, по большей части ЛСИ это просто игнорирует.

Данный анализ показывает, что отношения не являются равными, так как давление со стороны ЛСИ на СЭЭ гораздо больше, чем давление СЭЭ на ЛСИ. Вследствие чего данные отношения являются крайне неблагоприятными для СЭЭ, он всегда будет чувствовать давление со стороны ЛСИ, никогда не сможет стать равным ему. Это мешает построению хороших отношений, следовательно, время от времени будут возникать конфликты, инициатором которых станет СЭЭ, задетый действиями ревизора. Как бы ЛСИ не старался, он все равно не сможет прекратить давление на болевую функцию СЭЭ, так как она, структурная логика, является его базовой, основной функцией. Единственное, что он может сделать, это постараться сократить давление на болевую структурную логику СЭЭ, если конечно будет знать соционику, а, следовательно, сможет установить причину разногласий. ЛСИ и СЭЭ будет достаточно тяжело сблизиться из-за разных ценностей и непонимания в вопросах этики и логики, а так же высокомерного отношения, с точки зрения СЭЭ, ЛСИ к подревизному. В конце концов, такие отношения могут прекратиться из-за конфликтов и отсутствия взаимопонимания.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод о важности типов информационного метаболизма, знания соционики, своего типа и типа окружающих тебя людей при построении отношений. Эти знания помогают найти свое место в социуме, активно строить межличностные отношения, выбирать людей, с которыми наиболее легко сблизиться и комфортно общаться. Так же соционика может помочь при долгом взаимодействии с теми или иными людьми, так как мы будем знать их слабые места и не будем задевать их болевые функции. Зная тип информационного метаболизма, мы можем подобрать наиболее подходящую работу для того или иного человека. Вполне логично будет предположить, что человек с сильной этикой отношений сможет стать хорошим психологом, в то время как человеку с сильной структурной логикой подойдет работа ученого.

Итак, соционический тип определяет структуру и перспективы межличностных отношений, а соционика может служить концептуальной основой для адаптации и комфортного существования личности в социуме, создания и формирования коллективов.


Библиографическая ссылка

Иванова С.А., Погорелова Н.Г. СОЦИОНИКА И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15260 (дата обращения: 16.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252