Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Олесова А.М. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблема измерения и интерпретации // Социальная политика. Социальная структура, 2009. – С. 33-42.
2. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. – М.: Социум, 2007. – 96 с.
3. Проценко А.С., Абишев Р.Э., Современные тенденции оценки эффективности медицинской помощи через критерий качества жизни // Современная медицина: тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции: Сборник, 2012.
4. Сенкевич Н.Ю., Качество жизни и кооперативность больных бронхиальной астмой: автореф. дис….док. мед. наук. – М., 2000.
5. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения / под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 265 с.
6. Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке?: спецвыпуск альманаха «Россия-2010». – М.: «Пайдейя», 1996.
7. http://www.idmrr.ru/kachestvo-zhizni-krupnov.html.

Качество жизни людей является важнейшим показателем, характеризующим уровень развития страны. По мнению Л.А. Беляевой, качество жизни – это целый комплекс параметров жизнедеятельности человека (группы людей или населения в целом), объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей и оценок своей жизни [1].

И.А. Гундарова пишет, что «качество жизни определяется тем, насколько человек здоров, счастлив, духовно совершенен». Н.Ю. Сенкевич отмечает, что «качество жизни – степень комфортности человека внутри себя, так и в рамках своего общества» [4; 6].

Молодежь как социальная группа отличается от других групп населения, своей активностью, ускоренным процессом адаптации, большей географической подвижностью, обладанием более актуальными знаниями и навыками, и большими материальными потребностями.

По данным «РИА Рейтинг» в 2014 г. первые позиции в рейтинге по качеству жизни населения занимали центральные города России – Москва и Санкт-Петербург, являясь лидерами по многим показателям. Регионы Дальневосточного федерального округа сохраняют или снижают свои позиции. Из девяти регионов округа только Камчатский край за последние годы поднялся на три позиции (на 51 место). Три других региона: Сахалинская область – лидер округа, занимает 34 место, Амурская область – 68 место и Республика Саха (Якутия) – 70 место.

Целью настоящего исследования явилось изучение качества жизни студенческой молодежи.

В исследовании приняло участие 60 студентов в возрасте от 18 до 23 лет, 30 юношей и 30 девушек гуманитарного и технического направлений.

Оценка качества жизни студентов проводилась с помощью методики индивидуальной оценки качества жизни, основанной на определении качества жизни, предложенной Всемирной организацией здравоохранения.

По результатам проведенного исследования, средний показатель качества жизни студентов равен 26,71 %, у юношей он составил 24,57 %, у девушек 28,85 %, что соответствует низкому уровню.

Выявились гендерные различия в оценке своего здоровья студентами. Наиболее высокий показатель у девушек, по сравнению с юношами, обнаружился в оценке риска ухудшения здоровья, который составил 9,05 % из 20 возможных %. Что свидетельствует, о том, что девушки озабочены вопросами своего здоровья, возможно это связано с тем, что они задумываются о будущем материнстве. Низкий показатель оказался у девушек, в индексе оценки удовлетворенности прошлым, который составил 4,95 %, хотя и у юношей он ненамного выше 5,025 %. У юношей выше показатель индекса оценки своих перспектив, удовлетворенность будущим – 6,81 %. Оказалось, что юноши более уверены в своем будущем, чем девушки.

Выявились различия у студентов в зависимости от направленности обучения, студенты технических специальностей более высоко оценивают свою нужность людям, индекс составил 8,05 % (зависимость от людей, самодостаточность), у студентов гуманитарных специальностей он составляет 5,2 %. Однако индекс оценки удовлетворенности жизнью (удовлетворенности прошлым) у представителей технических специальностей ниже, чем у гуманитариев 6,3 % и составляет 3,65 %.

Рассмотрим показатели у студентов, обучающихся в гуманитарной направленности. Результаты были выявлены следующие: высокий показатель 7,85 %, получился в индексе оценки своего здоровья (оценки риска ухудшения здоровья); низкий показатель 5,2 % в оценке своей нужности людям (зависимости от людей, самодостаточности).

Средние показатели индексов качества жизни у студентов гуманитарного и технического направлений

Индекс

X ( %)

Гуманитарный

Технический

Оценка удовлетворенности жизни (удовлетворенность прошлым)

6,3

3,75

Оценка интереса к жизни (удовлетворенность настоящим)

5,55

4,44

Оценка своих перспектив (удовлетворенность будущим)

6,16

5,65

Оценка своей нужности людям (оценка зависимости от людей, самодостаточность)

5,2

8,05

Оценка своего здоровья

7,85

7,65

Качество жизни

25,06

28,365

Также был проведен социологический опрос, в качестве критериев оценки и показателей качества жизни были использованы данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

На первый вопрос «Какой критерий качества жизни Вы считаете наиболее важным? Выберите один критерий» 40 % девушек ответили, что выбирают психологический фактор, который отвечает за эмоции, уровень когнитивных функций, самооценку и т.д., 20 % девушек ответили, что выбирают уровень независимости (повседневная активность, работоспособность), по 17 % набрали критерии физический и окружающей среды, и 6 % девушек предпочли общественную деятельность. 34 % юношей считают, что наиболее важным критерием качества жизни является уровень независимости, 31 % юношей ответили, что физический критерий (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых), по 14 % критерии психологический и общественной деятельности. Самый низкий процент у юношей набрал критерий окружающей среды, всего 7 %.

На вопрос «В данный период времени наиболее важными факторами для Вас являются?» девушки выделили 3 фактора: образование – 19 %, жилищные условия – 17 %, здоровье – 15 %, и также 15 % девушек считают фактор питания значимым. Для 16 % опрошенных юношей одним из важных факторов на сегодняшний день является питание, также для 16 % здоровье, для 15 % опрошенных – фактор достатка и 14 % юношей выделяют фактор образования.

На вопрос «Какой критерий качества жизни Вы считаете наиболее важным? Выберите один критерий» 30 % опрошенных студентов-гуманитариев ответили, что выбирают уровень независимости (повседневная активность, работоспособность); затем 27 % гуманитариев выбрали психологический фактор, который отвечает за эмоции, уровень когнитивных функций, самооценку и т.д.; 23 % ответили, что выбирают физический фактор (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых); 13 % набрал критерий окружающей среды, и 7 % опрошенных предпочли общественную деятельность. 28 % опрошенных студентов-техников считают, что наиболее важным критерием качества жизни является психологический фактор, который отвечает за эмоции, уровень когнитивных функций, самооценку и т.д.; по 24 % набрали критерии физический (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых) и уровень независимости; 14 % набрал критерий «общественная деятельность». У студентов технического направления критерий окружающей среды – 10 %.

На вопрос «В данный период времени наиболее важными факторами для Вас являются?» студенты гуманитарии выделили 5 факторов. Высокие показатели набрали два фактора: образование и питание – 17 %, для 16 % опрошенных являются жилищные условия и для 15 % здоровье. Для 16 % опрошенных студентов технического направления одним из важных факторов на сегодняшний день является образование, для 15 % фактор здоровья и 15 % набрал фактор питания, для 14 % опрошенных важен фактор жилищные условия.

Таким образом, были выявлены гендерные различия в оценке качества жизни студентов и отличия в зависимости от направленности обучения. Оказалось, что для студентов важнейшими факторами качества жизни на сегодняшний день являются питание, здоровье, образование и жилищные условия. В данное время наиболее важными факторами качества жизни для девушек выступили, образование, затем жилищные условия и здоровье. У юношей ответы оказались иными, на первом месте питание, потом здоровье, затем достаток.

В заключении была изучена зависимость удовлетворенности качеством жизни и высокими требованиями, ожиданиями к себе и жизни. Оказалось, что молодежь не может быть полностью удовлетворена качеством жизни, так как возлагает большие надежды на свое будущее, тем самым упуская возможность удовлетворения настоящими моментами своей жизни и происходящим вокруг в данное время.

Студенческая молодежь является одной из самых перспективных социальных групп, поэтому представляется актуальным в дальнейшем изучать динамику развития показателей данных факторов.


Библиографическая ссылка

Олесова А.М. ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15202 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252