Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОД МАКЕТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОТОТИПА

Грязнова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учебно- методическое пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1982. – 225 с.
2. Иовлев В.И. Введение в проектирование архитектурной среды: учеб. пособие. – Екатеринбург: УралГАХА, 2002. – 89 с.
3. Иовлев В.И. Макетирование в начальном ученом проектировании.- Свердловск: САИ, 1982. -20 с.
4. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2004. – 96 с.

В начальном курсе архитектурного проектирования сформирован комплекс упражнений, позволяющий развивать способности студента к объемно-пространственному мышлению. Композиция – понятие, сопровождающее весь процесс обучения и профессиональной деятельности архитектора. Понятие, существующее во всех сферах жизнедеятельности человека.

Важным свойством композиции является степень субъективности восприятия в оценке ее качеств: гармония – дисгармония, конструктивно-деконструктивно, тектонично, ново, неожиданно, трогательно, эмоционально, навязчиво, бесполезно и другие. В связи с этим мы наблюдаем полемику в оценке произведений архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Проходит определенный период времени, и новаторство завоевывает господствующие позиции. Например, «Дом без бровей» архитектор Адольф Лоос, Вена (рис. 1). Австрийское общество начала XX века не было готово к восприятию фасада без декоративных элементов, лепнины, карнизов, малой степени пластики фасада, но уже во второй половине XX века подобные архитектурные решения фасада здания стали приемлемы социумом (рис. 2).

Архитектурно-пространственная композиция должна обладать качествами гармоничной формы: целостность, выразительность, тектоничность, устойчивость, динамичность, наличие композиционного центра или системы центров. Автор для создания архитектурного объекта использует средства композиции: ритм, метр, пропорции, подобие, масштабность и эргономичность.

В начале обучения данные понятия воспринимаются и используются на интуитивно-эмоциональном уровне, в дальнейшем этот процесс становится более осознанным, переходит на логико-интеллектуальный уровень. В процессе архитектурного проектирования мы можем определить композицию динамическую и статическую, предполагая, что в первом случае ярко выражено движение, оно направлено и организовано, четко прослеживается динамика развития формы, а во втором случае движение уравновешено, сбалансировано, происходит концентрация формообразования в единый центр (рис. 3, 4).

ar1.jpg

Рис. 1. Архитектор Адольф Лоос. 1911 г. Вена. Австрия http://www.votpusk.ru/country/ dostoprim_info.asp?ID=3434

ar2.jpg

Рис. 2. Архитектор Минору Ямасаки 1977 г. Здание Rainier Tower, Сиэтл. http://www.liveinternet.ru/tags

ar3.jpg

Рис. 3. Архитектор Сантьяго Калатрава Музей Искусств г. Милуоки http://architecturalidea.com/?p=10484

ar4.jpg

Рис. 4. Архитектор Ле КорбюзьеЖилая единица г. Марсель 1952 г http://www.the-village.ru/village/city/architecture/ 166653-rayony-kvartaly-zhilye-massivy

В процессе обучения вырабатывается представление о понятиях «объект» и «пространство», их взаимосвязи. Виды пространственной композиции могут быть: открытое пространство, полуоткрытое пространство, закрытое пространство или пространственная форма.

В курсе «Архитектурное проектирование» первое задание состоит в знакомстве с несложным архитектурным объектом. Выполняются эскизные зарисовки объекта и его деталей, проводится анализ формы, пропорций и конструктивного решения, формируется историческая справка, выполняются архитектурные чертежи объекта. Второе задание состоит в проектировании сооружения по прототипу в ходе макетного композиционного моделирования. Композиционная трансформации прототипа позволяет, используя элементы и детали объекта, создать новую архитектурную форму с иным функциональным назначением. Изменяя качества композиции: динамичность-статичность и массивность-ажурность проектируется объект, отвечающий иному функциональному назначению. Ворота № 3 Исторического сквера города Екатеринбург (рис. 5) могут быть трансформированы в смотровую площадку на берегу озера Шарташ.

В процессе проектирования выполнено несколько методических упражнений: определение места проектирования объекта, формирование концепции, выполнение фор – проекта (клаузуры) (рис. 6) и поискового эскизного макета в М 1:50 – 1:100, позволяющего уточнить детали, пропорции и силуэт объемно-пространственной композиции. Отличительной особенностью работы автора над данным проектом было использование макетирования как метода архитектурного проектирования. В процессе работы были выполнены дополнительные промежуточные макеты (рис. 7, 8), позволяющие определить тектонику и конструктивное решение несущих элементов смотровой площадки, лестницы и навеса. Условно говоря, «лепить форму» в масштабе демонстрационного ахроматического макета из бумаги и картона в М 1:20 – 1:40, на подоснове 200х300 или 300х300 мм.

ar5.jpg

Рис. 5. Чертеж. Фото автора

ar6.jpg

Рис. 6. Фор-проект. Фото автора

ar7.jpg

Рис. 7. Поисковый макет. Фото автора

ar8.jpg

Рис. 8. Поисковый макет. Фото автора

ar9.jpg

Рис. 9. Демонстрационный макет. Фото автора

ar10.jpg

Рис. 10. Демонстрационный макет. Фото автора

В процессе макетного композиционного моделирования можно было уточнить и изменить направление основных композиционных осей в плане, акцентировать силуэт объекта, изменить форму основных элементов и деталей. Затем, использовать их как шаблоны для изготовления основного макета (рис. 9, 10), что позволило отработать большое количество вариантов объемно-пространственной композиции, сократить время на согласование решения отдельных частей композиции и точно прогнозировать результат проектирования.


Библиографическая ссылка

Грязнова А.В. МЕТОД МАКЕТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОТОТИПА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15156 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674