Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА

Клокотова Е.А. 1
1 Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова
В статье представлен обзор литературы по вопросу климатических условий Севера, функции внешнего дыхания и методов ее исследования. По данным последних исследований состояние здоровья жителей Севера ухудшается. От функциональных возможностей системы дыхания, которая снабжает организм кислородом, зависит физическая работоспособность организма человека. В первую очередь, на состояние внешнего дыхания жителей Севера влияет длительная отрицательная температура воздуха, отсюда повышенная заболеваемость органов дыхания. В покое человек использует всего 20% дыхательной поверхности легких, а при физической нагрузке 80%. Чтобы понять, как работает дыхательная система человека, нужны функциональные пробы. Нами описаны доступные методы исследования с использованием современного оборудования – спирографа и газоанализатора, и стандартная функциональная проба – нагрузочный тест субмаксимальной мощности.
физическая работоспособность
велоэргометрия
спирография
внешнее дыхание
1. Анохин М.И., Компьютерная спирометрия у детей. — М.: Издательство «Бином». — 2012. — 104 с.
2. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.: ил.
3. Гудков А.Б., Попова О.Н. Внешнее дыхание человека на Европейском Севере: монография. — Изд. 2-е, испр.и доп. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. – 252 с.
4. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И.Дубровский. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 462 с.: ил. — (учебник для вузов).
5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.: ил.
6. Стручков П.В., Виницкая Р.С., Люкевич И.А. Введение в функциональную диагностику внешнего дыхания.
7. Тимушкин А.В., Спортивная медицина : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / сост. А. В. Тимушкин. — Балашов : Николаев, 2009. — 116 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
9. Чеснокова В.Н., Варенцова И.А. Здоровый университет: учеб. пособие. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. – 98 с.
Введение

Большая часть регионов России, в частности, интенсивно развивающиеся территории Севера, являются зонами с суровыми климатогеографическими условиями, дискомфортными для проживания. Самой открытой к контакту с неблагоприятными природно-климатическими факторами Севера является система дыхания, которая наиболее реактивна, так как не может быть защищена от внешних условий надежным искусственным барьером[3].

Молодые лица трудоспособного возраста (18-29 лет) составляют существенную и наиболее перспективную часть общества. В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье молодежи приобретает особую ценность. Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что на Севере в полной мере сформировались и активно развиваются процессы депопуляции и ухудшения здоровья населения, особенно среди молодых лиц. Значительная частота и распространенность среди молодежи на Севере заболеваний дыхательной системы свидетельствуют о необходимости углубленного изучения базисных механизмов их формирования[3].

Цель данной работы: провести анализ доступных методов для оценки функционального состояния внешнего дыхания у студентов северного вуза.

Здоровье населения имеет огромное значение для настоящего и будущего страны, существует тесная связь здоровья и физической подготовленности человека с его работоспособностью и самочувствием. Только 1 - 2% взрослого населения высокие показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности, еще у 20% удовлетворительные. До 50% ослабленных, находящихся между здоровьем и болезнью и нуждающихся в различных формах реабилитации, среди них - до 15% инвалидов. Определенная часть выпускников вузов оказываются не годными к работе по специальности в связи с низким уровнем физической подготовленности. Среди молодежи высок процент курящих и употребляющих алкоголь[2].

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Вместе с тем у большой части  юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов[8].

Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм, использование его тканями для окислительно-восстановительных реакций и выведение из организма углекислого газа. Дыхательная функция осуществляется с помощью внешнего (легочного) дыхания, переноса О2 к тканям и СО2 от них, а также газообмена между кровью и тканями[5].

Дыхание в комплексе с кровообращением и системой крови обеспечивает органы и ткани кислородом. Поэтому от состояния и функциональных возможностей дыхания во многом зависит адаптация организма к физическим нагрузкам и спортивная работоспособность[7].

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальный объем, который можно выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Это один из основных показателей вентиляционной функции легких. У взрослого здорового человека ЖЕЛ составляет 3 - 6 у мужчин и 2 - 5 л у женщин[6].

В состоянии покоя человек использует лишь 20-25% дыхательной поверхности легких, остальные 75-80% включаются только в случае интенсивных физических нагрузок. Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода (O2)  забрано из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки. Во время физических нагрузок потребление O2 значительно увеличивается. Это предъявляет повышенные требования к функции сердечно-сосудистой  и дыхательной систем. Поэтому кардиореспираторная система при мышечной работе подвержена изменениям, которые зависят от интенсивности физических нагрузок[4].

Для определения функционального состояния организма весьма важны функциональные пробы. Чтобы оценить состояние внешнего дыхания у молодых людей трудоспособного возраста, нами предложены следующие методы: спирография, анализ газового состава выдыхаемого воздуха, функциональную пробу со стандартной физической нагрузкой.

Спирография - метод графической регистрации изменений легочных объемов при выполнении различных дыхательных маневров. С помощью спирографа оценивают следующие показатели:

1) легочные объемы и емкости (емкость включает несколько объемов)[6];

2) показатели легочной вентиляции: частоту дыхания (ЧД), дыхательный объем (ДО), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), форсированной ЖЕЛ (ФЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД), максимальную вентиляцию легких (МВЛ), остаточный объем легких (ОО), общую емкость легких (ОЕЛ), исследуется сила дыхательной мускулатуры, бронхиальная проходимость[4];

3) потребление кислорода организмом и эффективность вентиляции[6].

Спирография, как и другие функциональные исследования, способствует диагностике заболевания или его риска, выбору лечебных мероприятий, объективной оценке лечебного эффекта[1].

Для оценки второго этапа функции внешнего дыхания - газообмена между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров - важно определить количество поглощенного кислорода и выделенной углекислоты. Анализ пробы выдыхаемого воздуха в газоанализаторе позволяет определить процент поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Современные приборы позволяют изучать поглощение кислорода и выделение углекислоты не только в покое, но и при физической нагрузке, что дает дополнительную информацию о функции легких. Для регулируемой нагрузки используют тредмилл (тредбан), велоэргометр, степ-тест и др[4].

Физическая работоспособность - интегральный показатель, определяемый совокупностью свойств организма и в первую очередь производительностью аппарата кровообращения и дыхания, объемом и составом циркулирующей крови, возможностями этих систем организма обеспечивать работающие органы и ткани кислородом. Для определения ФРС используют субмаксимальные тесты, при которых обследуемый выполняет физические нагрузки, составляющие лишь определенный процент от максимальной по мощности работы и вызывающие физиологические сдвиги, существенно меньше предельных. Из числа субмаксимальных тестов наиболее информативный - проба PWC170 (велоэргометрия). Величина PWC170 соответствует той мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин, что соответствует области оптимального функционирования кардиореспираторной системы[8].

Велоэргометр - прибор, основой которого является велостанок. Задаваемая нагрузка дозируется с помощью частоты педалирования (чаще всего 60-70 об/мин) и сопротивления вращению педалей (механическое или электромагнитное). Мощность выполненной работы выражается в килограммометрах в минуту или в ватах. (1Вт = 6кг/м) [2].

В нашей стране тест PWC170 используется  в модификации Карпмана. Последовательно задают две нагрузки, по 5 мин каждая, с интервалом в 3 минуты при частоте педалирования 60-70 в минуту. Нагрузку выполняют без предварительной разминки. Первую нагрузку подбирают в зависимости от массы тела обследуемого с таким расчетом, чтобы получить несколько значений ЧСС в диапазоне от 120-170 уд/мин[2]. Мощность первой работы (N1) подбирается для практически здоровых мужчин с нормальной физической подготовленностью 6 кгм/мин (1 Вт) на 1 кг массы тела, для не занимающихся физическим трудом или спортом с предполагаемой низкой физической работоспособностью - 3 кгм/мин (0,5 Вт) на 1 кг массы тела (для женщин соответственно (3 и 1,5 кгм/мин). Частота педалирования - 60 об/мин. При первой нагрузке ЧСС определяют в течение последних 30 с работы[9].

Перед второй нагрузкой 3-х минутный отдых, в течение которого ЧСС как правило, восстанавливается до исходного[9].

Вторая нагрузка (N2): мощность для мужчин определяется в зависимости от мощности первой нагрузки и ЧСС во время ее выполнения по таблице 1[9].

Таблица 1. Ориентировочные значения мощности второй нагрузки, рекомендуемые при определении PWC170 [Карпман В. Л. и др., 1988]

Мощность работы при первой нагрузке N1, кгм/мин

ЧСС при N1, уд/мин

80-89 уд/ мин

90-99 уд/ мин

100-109

уд/мин

110-119

уд/мин

120-129

уд/мин

80-89 уд/ мин

 

Мощность работы при второй нагрузке N2, кгм/мин

150

900

800

700

600

500

900

250

1000

900

800

700

600

1000

350

1100

1000

900

800

700

1100

450

1200

1100

1000

900

800

1200

550

1300

1200

1100

1000

900

1300

Расчеты индивидуальной величины ФРС проводится по формуле, предложенной В.Л. Карпманом с соавторами (1974):

PWC170 = N1 + (N2 - N1)*(170 - ЧСС1)/(ЧСС2 - ЧСС1),

где N1 - мощность первой нагрузки; N2 - мощность второй нагрузки; ЧСС1 и ЧСС2 - частота пульса в конце первой и второй нагрузки.

Оценка ФРС может производиться путем сравнения выявленной в процессе проведения пробы величины со значениями, приведенной в таблице 2.

Таблица 2. Оценка физической работоспособности лиц различного возраста и пола (по данным пробы PWC170, кгм/мин)[9]

Возраст, годы

Низкая

Ниже среднего

Средняя

Выше среднего

Высокая

Женщины

20-29

<449

450-549

550-749

750-849

>850

30-39

<399

400-499

500-699

700-799

>800

40-49

<299

300-399

400-599

600-699

>700

50-59

<199

200-299

300-499

500-599

>600

Мужчины

20-29

<699

700-849

850-1149

1150-1299

>1300

30-39

<599

600-749

750-1049

1050-1199

>1200

40-49

<499

500-649

650-949

950-1099

>1100

50-59

<399

400-549

550-849

850-999

>1000

Таким образом, чтобы оценить функциональное состояние внешнего дыхания у студентов северного вуза (18-29 лет),  из доступных и наиболее информативных методов мы планируем использовать методы: функциональную пробу с физической нагрузкой тест PWC170, спирографию до и после физической нагрузки и анализ газового состава выдыхаемого воздуха в покое и при физической нагрузке.

 


Библиографическая ссылка

Клокотова Е.А. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14312 (дата обращения: 18.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074