Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗУБЛАНДИЮ»

Александрова Л.И. 1 Юдина А.А. 1 Шестакова Л.Л. 1
1 ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
На сегодняшний день ярко выражено отсутствие стоматологической просвещенности детей и их родителей об уходе за полостью рта. В связи с этим на кафедре детской стоматологии и ортодонтии ПГМУ проведена работа, целью которой было повысить уровень стоматологической грамотности среди детей младшего школьного возраста и их родителей. Для этого были выбраны и обследованы группы детей младшего школьного возраста и проведено анкетирование среди родителей. Была разработана методика стоматологического просвещения в виде дневника для санитарно-гигиенического воспитания и профилактический стоматологический фильм. В результате проведенной работы у родителей улучшились и закрепились знания по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, а у детей улучшился и закрепился навык чистки зубов, улучшились знания в области гигиены полости рта и появилась мотивация к посещению врача-стоматолога.
профилактика основных стоматологических заболеваний.
профилактический стоматологический фильм
дневник для санитарно-гигиенического воспитания
стоматологическая грамотность
профилактическая стоматологическая программа
Стоматологическое просвещение
1. Алиминский, А.В. Уровень пораженности кариесом зубов взрослого населения г. Москвы и проводимой санационной работы / А.В. Алиминский, Л.А. Маркина // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2006. - №2. - С. 57-59.
2. Данилова, М.А. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта / М.А. Данилова // Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава. - 2006. – 32 с.
3. Кузьмина, Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России / Э.М. Кузьмина // М.: МГМСУ. - 2009. – 236 с.
4. Леонтьев, В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев // М.: МГМСУ. - 2006. – 215 с.
5. Seki, M. Does a clinical evaluation of oral cleanliness correlate with caries incidence in preschool children / M. Seki, F. Kurakama, Y. Yamashita // J Oral Sci. 2003. - №2. - P. 93-98.
Актуальность.

Кариес зубов - одна из наиболее актуальных проблем современной стоматологии [1]. Распространенность данной патологии для временных зубов у детей 2 лет достигает 27,7%, 3 лет - 57,7%, 4 лет - 64,2%, 5 лет - 78,3%, 6 лет - 85,4%, при интенсивности 0,9, 2,8, 3,2, 4,8, 5,2 соответственно. Те же показатели для постоянных зубов в 6 лет составляют 22,0% и 0,3, в 12 лет - 73,0% и 2,51 [3,4]. Но до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта - кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика [2].

Вопросы организации и проведения стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста остаются актуальными на сегодняшний день.

Сегодня ярко выражено отсутствие стоматологической просвещенности детей и их родителей об основных стоматологических заболеваниях и уходе за полостью рта. Вследствие этого, показатели интенсивности кариеса зубов увеличиваются и ухудшается уровень гигиены полости рта у детского населения. Правильная чистка зубов является одним из главных средств профилактики кариеса, поэтому необходимо уделять особое внимание оценке уровня знаний и навыков по гигиене полости рта детей и их родителей [5].

Кроме того, отсутствие системного подхода к проведению стоматологического просвещения и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста, отсутствие эффективной профилактической стоматологической программы в школах делает организацию стоматологического просвещения неэффективной.

Цель. Повысить уровень стоматологической грамотности среди детей младшего школьного возраста и их родителей, по сравнению с исходным до 80%. Мотивировать к уходу за полостью рта и посещению детьми врача-стоматолога.

Также нашей целью было наметить тенденцию к уменьшению интенсивности кариеса зубов у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Нами были обследованы следующие группы детей младшего школьного возраста (возраст от 6 до 9 лет):

Первая группа - ГБУЗ ПК ГСП №3 детское отделение (10 детей)

Вторая группа - КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (10 детей)

Третья группа - Детское отделение хирургического стационара стоматологической клиники ГБОУ ВПО ПГМУ имени академика Е.А Вагнера Минздрава России (10 детей)

Четвертая группа - ГБУЗ ПК ГДКБ № 15 (10 детей)

Во всех группах обследования была проведена оценка исходного уровня интенсивности кариеса зубов с помощью стоматологического обследования и с использованием дополнительных методов обследования.

В результате стоматологического обследования исходный уровень показал следующие значения.

В первой группе индекс OHIS = 3,0; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести); индекс КПУ + кп = 7.

Во второй группе индекс OHIS = 3,8; индекс PMA = 36% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 5.

В третьей группе индекс OHIS = 4,0; индекс PMA = 41% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 6.

В четвертой группе индекс OHIS = 2,6; индекс PMA = 35% (средняя степень тяжести); индекс КПУ + кп = 8.

Также для родителей детей было проведено анкетирование на определение уровня знаний стоматологической грамотности. В результате анкетирование показало, что у 85 % родителей определяется низкий уровень стоматологической просвещенности об основных стоматологических заболеваниях, отсутствуют знания о том, как нужно правильно ухаживать за полостью рта и как правильно чистить зубы.

Вследствие этого на кафедре детской стоматологии и ортодонтии ПГМУ была разработана методика стоматологического просвещения в виде дневника для санитарно-гигиенического обследования и воспитания детей начальных классов общеобразовательных учреждений «Путешествие в Зубландию» (удостоверение на рационализаторское предложение №2686 от 8.12.2015 г.) и профилактический стоматологический фильм «Приключения мышонка Переса».

Дневник является наглядным учебным пособием по уходу за полостью рта. В дневнике представлены памятки, демонстрирующие правила здоровья и ухода за полостью рта, стихотворения, обучающие чистке зубов и правилам здорового питания, наглядные картинки с изображениями средств и предметов гигиены по уходу за полостью рта.

В дневник также включен календарь, позволяющий контролировать выполнение чистки зубов два раза в день, задания, позволяющие закрепить полученные в ходе уроков здоровья знания, а также раскраска на тему здорового питания и ухода за полостью рта. Дети с помощью дневника смогут дополнительно обучаться дома, выполняя домашние

задания из дневника.

Дневник и фильм облегчают работу стоматолога при проведении стоматологического просвещения, делают ее доступнее и понятнее для детей начальных классов, позволяют контролировать усвоение полученных знаний и навыков.

Данная профилактическая стоматологическая программа была внедрена в группы обследования, и в дальнейшем был проведен  повторный осмотр.

Результаты. При повторном осмотре, который был проведен спустя 4 месяца, были определены следующие показатели:

В первой группе индекс OHIS = 0,6; индекс PMA = 25% (легкая степень тяжести).

Во второй группе индекс OHIS = 1,2; индекс PMA = 14% (средняя степень тяжести).

В третьей группе индекс OHIS = 1,6; индекс PMA = 21% (средняя степень тяжести).

В четвертой группе индекс OHIS = 1,3; индекс PMA = 18% (средняя степень тяжести).

Также было проведено повторное анкетирование среди родителей. По его результатам, родители стали лучше ориентироваться в основных стоматологических заболеваниях, узнали, как нужно правильно ухаживать за полостью рта. Также они стали принимать активное участие в воспитании стоматологического здоровья своих детей.

Выводы. Таким образом у родителей улучшились и закрепились знания по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, а у детей улучшился и закрепился навык чистки зубов, улучшились знания в области гигиены полости рта. А также появилась мотивация к посещению врача-стоматолога и интерес к здоровью своих зубов.


Библиографическая ссылка

Александрова Л.И., Юдина А.А., Шестакова Л.Л. ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗУБЛАНДИЮ» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14303 (дата обращения: 18.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074