Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕДИАПЕДАГОГИКА, КАК НАУКА

Аладьина Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ростовский экономический университет (РИНХ)»
1. Батыгин Г.С. Социологический журнал. 2001. № 1 С.1.
2. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы. Опубликован в журнале «Вопросы философии», № 7, 16 (1972).
3. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Монография. Таганрог. Пер. Тургеневский, 43.

Педагогическая наука облекает процесс воспитания и образования в наиболее доступную для усваивания форму. Поэтому педагогика не может не использовать в своей работе такой мощный, проникший во все формы жизни современного общества, инструмент, как медиасредства. С их помощью наметилась, возможность перевода образовательного процесса на более качественный уровень, как инструмента, обладающего необозримыми пока возможностями. Однако степень заинтересованности такими возможностями напрямую зависит от образованности. Представляется, что оной из задач педагога, и вероятно всего образования, вовлечь человека в этот своеобразный замкнутый круг. Заинтересованность в образовании присуща любому человеческому существу, и отличается точкой приложения, темой (предметом внимания) и конечно количеством затрачиваемого на данную тему, времени. Немалую роль играет осознанность индивидуумом процесса накопления знаний и опыта, чем по сути и является образование. С самого начала широкого применения медиасредств в этом процессе исследователями отмечался достаточно мощный эффект неосознанности получения знаний и навыков. Применения этих средств похоже на игру, (отсутствием понимания ясного конечного результата), игрой не являясь, отличаясь от неё не преднамеренностью действий попавшего под их влияние, а так же отсутствие у него знаний правил и условий поведения. Вероятно, применяющие медиаинструменты осознано имеют возможность воздействия и манипулирования людьми особенно не осознающими такого воздействия. Это не так безобидно, как может показаться. Привлекательным представляется сознательное и обдуманное получение образования.

Медиапедагогика, как наука о процессе воспитания и обучения человека, посредством роста его образования, даёт возможность понимания этих процессов путём применения медиасредств. Система общего образования предполагает для его получения, применение строго регламентированных средств и способов. Дополнительное образование допускает применение не стандартных решений в использовании современных медиатехнологий. При достаточном уровне мотивации собственного образования человек может выбирать несколько способов его получения. Наличие в свободном доступе интернета таких общеобразовательных ресурсов как дистанционные интернет уроки дают возможность образования практически любому желающему. Однако в силу меньшей привлекательности проведения досуга, самообучаясь, в сравнении с рекреационными видами деятельности, популярность данных ресурсов не велика. Наряду с мощнейшим образовательным потенциалом современные медиасредства обладают большим отвлекающим от основных целей, а зачастую и вредным, свойством. Согласно проведенному мной мониторингу среди студентов 1-го и 2-го курса менее 10% опрошенных учащихся знают о возможности дистанционного обучения и только 5% ею эпизодически пользуются. Вопросы задавались в форме тестирования для возможности опроса большего количества учеников и проводились на добровольной основе, с последующим обсуждением, как данных ответов, так и формы задаваемых вопросов. Это наблюдение совпадает с точкой зрения доктора философских наук профессора Батыгина Г.С. «То обстоятельство, что в сети доступны многообразные материалы, представляющие интерес для преподавателей социологии (систематизация этих источников проведена П.Г. Арефьевым), не меняет положения дел: доступность информационных массивов зависит не от их доступности, а от умения пользователя сформировать запрос» [1].

Следует отметить, что такие опросы подростки воспринимают с большим интересом и проявляют заинтересованность в их продолжении. Многие из них указывают на приобретение знаний именно из текстов тестирования, а так же отмечают дальнейшую заинтересованность в поиске информации не знакомой им до начала исследования. Можно предположить, что толчком к мотивации самообразования служит проявление конкретного, а потому искреннего внимания педагога к степени заинтересованности обучаемого. Целью исследования было по возможности полно определить направление и степень заинтересованности всей группы учащихся. На основании полученных ответов можно предположить, что 50% не осознают процесса обучения посредством медиасредств (просмотра телепередач, газет и журналов, компьютерных игр и др.) 25% осознают влияние медиа, но считают его бессистемным и случайным, не подозревают о наличии вредной и ложной информации. Только 25% осознано занимаются поиском конкретной, нужной для решения текущей задачи информации, используя медиасредства. Более 93% учащихся доверяют получаемой информации, по большей части бессистемной в соответствии с её оригинальностью и новизной, руководствуясь принципом подражания и признавая авторитет по привычке и без особых сомнений. Менее 7% учащихся критически относятся к получаемой медиаинформации, доверяя авторитету источника в соответствии с объёмом собственных знаний. Менее 24% считают дополнительное образование, формой досуга. Более 76% не считают привлекательной запрограммированную форму обучения, предпочитая ей неопределённые развлечения с получением случайных результатов. Более 76% прошедших тестирование считают себя читающей аудиторией, однако, без определённой тематики. Менее 24% не видят в чтении достаточной привлекательности и информативности, 99% понимают принципиальные возможности и важность медиаресурсов в современной жизни, и только около 7% умеют широко использовать эти возможности для конкретных целей. 90% отожествляют образование с профессиональным образованием. 90% отожествляют образование и культуру. Около 80% проводят досуг за компьютерными играми и не осознают рисков, связанных с игровой зависимостью. Меньше 20% понимают опасность ложной и вредной информации, необходимость её проверки. Около 65% пользуются исключительно офисными программами, не подозревая о широких возможностях других проблемно ориентированных пакетов программ.

Однако всё нарастающий, трудно контролируемый информационный медиапоток, порой превращается в источник серьёзных личностных проблем. Исследуя данную форму коммуникации, Батыгин Г.С. опасался – «что в жизнь войдет поколение, практически не умеющее писать «от руки» и все социологические опросы будут осуществляться через сеть» [1]. По мнению многих исследователей уже сейчас молодёжь утрачивает возможность воспринимать сложные тексты и умение выражать связную мысль, доводить её до конца. Получению образования ассоциативными и невербальными методами, несомненно, эффективными в ранних возрастных группах обучающихся, очень привлекательна. Но без применения вербальных, чисто человеческих способов общения не возможно становление творческой личности. Это не голословная полемика. Процессы речи и мелкой моторики взаимосвязаны. На земле только человек умеет вербально общаться и создавать произведения искусства. Понимая, что ход обучения неразрывно объединяет в себе развивающую, образовательную, воспитывающую, а также побудительную и организационную функции, полагаю, что вопрос развития мотивации у обучаемого всё же является достаточно важным для педагога. Принятие идеи, что человеку не должно быть легко, ему должно быть интересно, может явиться весомым мотивом самосовершенствования. На общем фоне роста спортивных достижений и общего усложнения жизни в целом, упорно продвигаемый тезис о том, что учиться должно, быть легко, несколько странен. К сожалению, направленность образовательного процесса посредством медиасредств, редко совпадает с мнением об образовательном процессе министерства образования и науки. «Не следует преувеличивать возможности Интернет как источника научной информации. Если учесть репертуары запросов, то объем использования Интернет в научном сообществе для получения именно научной информации по сравнению с развлечениями и поиском более полезных сведений о товарах и услугах можно определить как совершенно незначительный. Проблема заключается здесь не в телекоммуникации, а в информационно-библиографической культуре научного сообщества» [1].

Кроме того отсутствие реального планирования является препятствием самообразованию. Ещё в 1978г. профессор П.Л. Капица, выступая на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей, предупреждал: «Но, чтобы воспитывать у всех людей умение проводить досуг, государство, очевидно, должно будет предоставить всему населению возможность получать высшее образование независимо от того, нужно это для профессии человека или нет» [2]. Отсутствие образования, у индивидуума, ведёт к нежеланию «образовываться», ограничиваясь стремлением к развлечениям. Роль педагога, в данном контексте, вероятно, должна быть направлена на приобщении молодёжи к активным формам образования. Понятно, что в данный период процесс развития индивидуума при посредстве медиаобразования интенсивно изучается. Появляются мотивации его развития и использования. Для более качественного процесса обучения возникают новые методы использования медиаобразования. Например, А.В. Федоровым была предложена условная система классификации его теоретических моделей: практико-утилитарные модели; эстетические модели (ориентированные, на ознакомление с лучшими произведениями медиакультуры), развитие художественного вкуса; воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, психологических, идеологических, религиозных, философских проблем на материале медиа); социокультурные, культурологические модели (социокультурное, культурологическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.; образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры и т.д.).

Наряду с доступом к самообразованию, к неисчерпаемым ресурсам проведения досуга, медиасредства представляют личности широкие возможности коммуникации, для чего они, по сути, и придуманы, а также открывают огромные возможности для самовыражения и творчества. Тот контролируемый поток информации, который представляли полиграфия, грамзапись, киноискусство, радио, позднее, телевидение, кажется очень ограниченным в сравнении с океаном возможностей принесённых с собой интернетом и мобильной связью. Попытки дискредитации этих, достаточно новых, технических средств, сравниванием их с помойкой и мусорной кучей мне представляются малоэффективным способом борьбы с их вредными факторами. В этих условиях совершенно понятна тревога передовых исследователей проблем медиаобразования. Профессор А.В. Федоров, отмечая неотвратимость воздействия медиаинформации, считает одним из способов решения проблемы использование методик помогающих развитию критического отношения к поступающей информации. «В современных условиях произведения медиакультуры во многом способствуют, хочет человек этого или нет, формированию его ценностных ориентаций, интеллектуальной и эмоциональной сферы, а в конечном итоге – и жизненной позиции настоящих и будущих поколений. Теория развития критического мышления имеет цель научить школьников и молодежь ориентироваться в информационном потоке, а также нейтрализовать возможность манипуляции сознанием аудитории со стороны медиаисточников. Нужно отметить, что положения данной теории имеют все больше сторонников…» [3].


Библиографическая ссылка

Аладьина Г.В. МЕДИАПЕДАГОГИКА, КАК НАУКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13916 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674