Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПОРТ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Ланцевская Н.С. 1 Егорычева Е.В. 1 Чернышёва И.В. 1 Шлемова М.В. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Ибатуллина Н. Спорт, как средство воспитания. [Электронный ресурс]: URL: http://rodnulechka.ru/psikhologiya/sport-kak-sredstvo-vospitaniya
2. Спорт это средство воспитания и развития личности. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cnopm.ru/other/sport/1986/January/sport_is_means_of_education_and_personal_development
3. Физическое воспитание. [Электронный ресурс]: URL: http://www.family-life.narod.ru/Page3-1-2.htm

Сегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Государственные деятели открывают крупные спортивные состязания, улицы многомиллионных городов пустеют в часы, когда проходят игры чемпионатов мира по футболу и хоккею. Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает [2].

Спорт полезен каждому. Занятия спортом укрепляют здоровье, закаляют, развивают выносливость, учат дисциплине и умению реально оценивать свои силы, быть смелым, сильным духом и ответственным. Для всех спортсменов характерны самообладание, сила воли и умение добиваться поставленных целей. Только сильный духом сможет регулярно побеждать природную лень и посещать тренировки. А на тренировках повторять комплексы упражнений и поэтапно добиваться результатов. Занятия в спортивной секции помогают расширить круг знакомств и обрести новых друзей. Спортсмены учатся приспосабливаться друг к другу и находить общий язык. Они точно знают, что такое поддержка и как она важна в стремлении к победе [1].

Спорт лучше всех учит действовать по правилам. Правила очень строгие, и они не обсуждаются. А ведь и во взрослой жизни нам часто приходится принимать правила, придуманные другими людьми.

Спорт способствует интеллектуальному, нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей. 

В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы – таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом. Нравственное развитие в процессе занятий спортом направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе. Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством тренера. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения [3].

В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием. В процессе занятий спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира [3]. Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта. Также занятия спортом зачастую используются как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В эстетическом отношении главное в занятиях спортом – это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.

В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека – целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности. 

Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю. 

Современный спорт как общественное явление многогранно. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Спорт – это сжатая модель жизни. В нем, благодаря экстремальности условий, можно обнаружить все богатство проявлений человеческой натуры. Он, более чем другие виды деятельности, формирует разносторонние адаптационные возможности человека, связан со вскрытием человеческих резервов, выявлением максимальных возможностей человека. Именно поэтому спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. 

И еще, занятия спортом увеличивают количество позитивных людей на планете. Ведь во время физических нагрузок организм человека вырабатывает «гормоны счастья». И, как результат, занимающиеся спортом меньше подвержены унынию и депрессиям.


Библиографическая ссылка

Ланцевская Н.С., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. СПОРТ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13813 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674