Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Степанова Н.А. 1 Мурина О.В. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
2. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2009. 182 с.
3. Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. Л., 2007. 284 с.
4. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А. Леонова и др., под ред. М.М. Безруких. М.: Эксмо, 2010. 640 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // http: минобрнауки.рф

Общественный опыт – источник психического развития. Из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Особая роль в этом процессе принадлежит родителям. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач воспитания, о более или менее направленном применении методов и приемов воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики.

Наиболее иллюстративным в этом плане, на наш взгляд, является поведение родителей по отношению к старшим дошкольникам. К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности, адаптации его к школьному обучению.

В Федеральном законе Р.Ф. «Об образовании» (от 29.12.2012) говорится, что родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса [5].

Таким образом, учитывая, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, возникает проблема определения закономерностей влияния семьи на формирование его адаптации к школе.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, которая обусловлена не только причинами психофизиологического характера, но также зависит от социальных факторов, в том числе и воспитания в семье и детско-родительских взаимоотношений. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Поступление в школу знаменует начало нового возрастного периода. Ведущей деятельностью становится - учебная. Особенностям детей младшего дошкольного возраста посвящены работы Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, А.Л. Венгера, М.Мартина. В педагогическом словаре отмечается: адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Адаптация социальная – процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды, принятие ее норм и ценностей, формирование адекватной системы отношений и ролевая пластичность поведения [2, с.105].

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [4,с. 54]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны.

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе – значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным и старательным. Следовательно, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [3,с 8-10].

Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Образовательная среда, которую организуют педагоги и в которой «обитает» ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок, с другой стороны, из его отношения к этим правилам, деятельностям, с третьей – из отношения ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоциональные самоощущения в ней [4, с 46].

Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:

– освоение нового школьного пространства;

– выработка нового режима дня;

– вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);

– принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;

– установление взаимоотношений с учителем;

– построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации [3, с. 32-34].

Эмоциональное состояние ребенка выступает важным показателем удовлетворенности пребывания его в школе, оно тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника [1, с. 36-40].

О степени адаптированности ребенка к школе судят по показателям или параметрам адаптации: отклоняющееся поведение, тревожная застенчивость, проблемы в учебе, измерение показателей учебной деятельности, как правило, осуществляют по трем параметрам: самооценка ребенка, оценка ребенка учителем, объективные показатели учебной успеваемости [4, с. 59].

К «школьным факторам», негативно влияющим на процесс адаптации и способствующим дезадаптации ребенка, можно отнести и авторитарный стиль педагога, что подтверждается результатами многочисленных педагогических и психологических исследований. А также такой существенный фактор, как семья, включающий в себя, в частности, неадекватный стиль семейного воспитания, стиль взаимоотношений с ребенком в семье; неблагоприятный психологический климат в семье, нарушенный характер взаимоотношений в системах «родитель – ребенок», «родитель – родитель».

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами родители не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Стержнем личности является ее нравственное содержание, в формировании которого главная роль принадлежит семье. Традиции семьи формируют ребенка. Родители являются непререкаемым авторитетом, их нравственное поведение оказывает сильное воспитательное воздействие на ребенка. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы [2, с.6].

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит проблеме взаимоотношений родителей и детей. Многих родителей волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий, какая тактика подхода является наиболее эффективной с позиции формирования личности будущего школьника.

Формирование адаптации ребенка к школе - сложный процесс, обусловленный многими факторами. Среди них особая роль принадлежит взаимодействию родителей и ребенка, характеру отношений, которые складываются между ними в семье. Доверие и уважение к собственному ребенку – вот о чем должен помнить каждый взрослый, общаясь с ним [4, с. 67]. В числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей [1, с. 7].

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворённость в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья [4, с. 22].

Также, одним из важных факторов, оказывающих существенное влияние на работоспособность ребенка, его готовность к школьному обучению, является рациональная организация режима дня школьника. В большинстве случаях родители считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. На самом деле, не рационально организованный режим дня ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению. Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток [2, с. 57].

Таким образом, семья является главным фактором социализации детей, поэтому взрослым нужно помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.

На диагностическом этапе нашей экспериментальной работы было проведено практическое исследование влияния семьи на формирование адаптации первоклассников к школе. Исследование проводилось в сентябре 2014 года на базе Муниципального образовательного учреждения средней школы № 66 г. Магнитогорска. Для исследования были выбраны родители и обучающиеся 1 «А» класса. Всего в работе принимало участие 22 человека, из них 10 родителей, 2 педагога и 10 первоклассников.

Для оценки эффективности работы была проведена диагностика по ряду методик: Опросник для родителей «Уровень школьной адаптации» (Овчарова Р.В), Опросник для первоклассников (по Лускановой), Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе (для педагогов и родителей) [3, с. 30-45]. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

– Большинство испытуемых детей имеют средний уровень адаптации к школьному обучению - 90%. То есть они с легкостью выполняют домашнее задания, зачастую справляются даже без помощи взрослых. Легко находят общий язык с одноклассниками, предпочитают общение со сверстниками одиночеству. Поход в школу не вызывает дискомфорта, дети находятся в приподнятом настроении, всегда с удовольствием собираются на занятия. Инициативны как в общении со своими одноклассниками, так и с преподавателями. Большинство родителей оценивают адаптированность своих детей, как нормальную. Первоклассники охотно идут в школу, приспособлены к новому распорядку дня, принимают его как должное.

– 1 человек (10%) имеют неполную адаптацию.

– 0 человек (0 %) имеют выраженную дезадаптацию к школьному обучению.

Как выяснилось из бесед с педагогами, одной из главных причин такой неполной адаптации к школе также является невнимательное отношение родителей к ребенку, к его привыканию к школьной жизни. Родители считают, что ребенок уже взрослый и готов к новым трудностям, к их преодолению; пресекают игры ребенка, ссылаясь на то, что он уже школьник, отсюда возникает недопонимание между родителями и первоклассником.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что адаптация к школе – особый и сложный период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации.

Благоприятная обстановка в семье, рациональная организация его режима дня, выполнение домашнего задания совместно с ребенком – все эти условия влияют на успешное формирование процесса адаптации его к школьному обучению.


Библиографическая ссылка

Степанова Н.А., Мурина О.В. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13788 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674