Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панкратова Н.А. 1 Градусова Л.В. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Наш дом – Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск, АБРИС. 2014. 255 с.
2. Игнаткина Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных / Л.С. Игнаткина. М. Издательский центр «Просвещение», 1989. 18 с.
3. Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие / Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова. Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2007. 296 с.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / С.Н. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.

В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».

Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.

В исследованиях, посвященных формированию у детей природоведческих знаний (Л.С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания, о приспособлении животных к среде обитания. Природоведческие представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.

В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т.д.

Формирование природоведческих представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой и неживой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края. Содержание представлений включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами края, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными для края представителями растительного и животного мира [1].

На основе анализа научно-методической литературы нами разработана программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края «Урал – батюшка».

Программа «Урал - батюшка» основана на следующих принципах:

– принцип краеведения, выражающийся в ознакомлении детей с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, историей и культурой местного края, города, района;

– принцип системности предусматривает иерархическое развертывание сведений о растениях и животных, в основу которых положена ведущая зависимость их роста и развития от среды обитания;

– принцип адаптивности предполагает гибкое, вариативное использование содержания программы в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.

– принцип опоры на народные традиции во взаимодействии с природой.

Цель программы: формирование у дошкольников представлений о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

– обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природе родного края;

– систематизировать данные практического опыта детей в работе с материалами неживой природы и взаимодействия с объектами живой природы;

– приобщать детей к народным традициям, связанным с народным календарем природы;

– воспитывать интерес, бережное отношение к природным объектам.

Программа имеет блочный характер. Блок «Урал – мой край родной» направлен на формирование у детей представлений о географическом положении, природных зонах, климатических особенностях Южного Урала. Основными методами являются работа с географической картой, экскурсии, рассматривание репродукций картин уральских художников, фотографий уральской природы (степные, лесные, горные пейзажи, уральские реки и озера.), чтение произведений уральских поэтов о природе (Н. Кондратковская, Л. Татьяничева), знакомство с легендами и приданиями Южного Урала. Блок «Знай, люби и сохраняй» предполагает формирование у детей знаний о заповедных местах Южного Урала («Ильменский заповедник», «Капова пещера»), знакомство с Красной книгой Южного Урала, формирование у детей навыков бережного отношения к природе. Содержание блока «Я – исследователь» ориентировано на развитие у детей познавательного интереса, исследовательского отношения к природным объектам. Блок «Народный календарь» знакомит детей с народными традициями отношения к природе, с годовым циклом народного календаря, народными календарными православными праздниками («Яблочный Спас», «Вербное Воскресенье», «Троица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев» и др.).

Программа «Урал – батюшка» включает разнообразные, увлекательные для детей способы и методы усвоения и использования природоведческих знаний в повседневной жизни, которые помогают детям выразить себя, проявить творчество. К таким методам относятся: проведение природоведческих опытов; составление гербариев, составление совместно с родителями «природоведческих маршрутов выходного дня»; различные конкурсы: «поделок из природного материала», «экологических плакатов», «знатоки родного края»; экологические акции «кормушка для птиц», «рождественская ёлочка». «Особое место в формировании представлений о природе родного края отводится проектной деятельности: Проект «моя страничка в красной книге», «Растения Южного Урала » и др.

В результате освоения программы к семи годам ребёнок:

– знает животный и растительный мир своей родного края.

– проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

– стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

– привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

– знает природоохранные объекты родного края;

– знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев.


Библиографическая ссылка

Панкратова Н.А., Градусова Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13786 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674