Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Маликова А.В. 1 Тугулева Г.В. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Детская практическая психология в кратком изложении : учеб.-метод. пособие / сост. и авт. О.В. Токарь. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 224с.
2. Мокрицкая М.В., Тугулева, Г.В./ Перспективный план работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса дошкольников / М.В. Мокрицкая, Г.В. Тугулева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 48-51
3. Никорчук, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга / Н.В.Никорчук // Фестиваль педагогических идей. Изд. Дом 1 сентября, 2006. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410336
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
5. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.

В положении о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации выделены следующие цели и задачи психологической службы

Целями службы являются:

– содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

– содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

– оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

– содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

– психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

– содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

– формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

– содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

– психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие обучающихся, воспитанников;

– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

– участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

– содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

– соединение в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

А.А. Майер утверждает, что в условиях дошкольного учреждения сопровождение – это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром.

По нашему мнению организация психологического сопровождения в дошкольном учреждении может осуществляться в виде психологического мониторинга. Для нашего исследования важно определение Никорчук Н. В.: «Психологический мониторинг - это комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель».

Рассмотрим каждое направление психологического мониторинга:

1. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Подготовка к диагностике предполагает: наличие раздаточного материала; подготовку помещения; ограничения в продолжительности диагностической работы (10-20 мин); подготовку бланков результатов.

Интерпретация результатов:

– индивидуальная обработка тестов и результатов;

– вывод о групповом развитии, средний показатель;

– словесная обработка полученных результатов.

Психодиагностическая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап. Изучение запроса и уточнение психологической проблемы.

Второй этап. Выбор методов психологического обследования.

Третий этап. Проведение психологического обследования.

Четвертый этап. Анализ полученных результатов.

Пятый этап. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Планирование необходимой коррекционной или развивающей работы.

2. Психологическая профилактика в дошкольном учреждении.

Психологическая профилактика - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Задачи профилактической работы:

– соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психологического и личностного развития на каждом возрастном этапе;

– своевременное выявление детей с определёнными сложностями, отклонениями в развитии, поведении, общении;

– предупреждение возможных отклонений в связи с переходом с одной возрастной ступени на другую.

Средства профилактики: игра, психогимнастика (мимика, жесты, пантомимика), памятка для родителей, рекомендация для педагога.

Правила профилактической работы:

– доброжелательность (терпение к ребёнку);

– личный пример взрослого в различных проблемных ситуациях;

– достаточное внимание чрезмерно активным легковозбудимым детям;

– последовательная тренировка у детей способности к самоконтролю.

3. Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении.

Коррекция – исправление или ослабление, каких либо недостатков психического или физического развития человека средствами психолого-педагогического воздействия и лечебными мероприятиями.

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Виды коррекции:

– симптоматическая коррекция - кратковременное воздействие с целью снятия симптомов в отклонении развития;

– каузальная, направленная на источники и причины отклонений (длительный характер).

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка; изменение результатов развития, привидение в норму; развитие и совершенствование показателей психического и личностного развития.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении проводится с детьми, воспитателями, родителями по направлениям: детско-родительские отношения; взаимодействие педагога с детьми; взаимодействие в педагогическом коллективе. Методы коррекционно-развивающей работы (см. таблицу).

Методы психотерапии (средства и способы, направленные на исправление недостатков, изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения):

– метод конкретных ситуаций;

– мозговой штурм;

– формирующие методы (эксперимент, психологические игры);

– метод игровой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации;

– групповая дискуссия;

– тренинги (форма групповой работы, направленные на развитии общения, саморегуляции, профессиональных умений), (тренинг личностного роста);

– групповая психотерапия, использующая закономерности межличностных изменений в группе:- группа встреч;

– групповая арт-терапия;

– телесно-ориентированная терапия;

– детская психотерапия (игровая терапия, сказка-терапия);

– метод субъективной психотерапии (внушение);

– форма-гипноз, самовнушение.

Методы коррекционно-развивающей работы

Метод

Назначение

Виды/техники

арт-терапия

Положительный эффект в эмоциональном и личностном развитии человека.

Техники: рисования, лепка, коллаж.

песочная терапия

Современный метод исследования внутреннего мира ребенка с помощью множества миниатюрных фигурок и подноса с песком.

Юнгианская песочная терапия-поднос с песком и миниатюрными предметами.

сказка-терапия

Метод использования сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Техники: роспись, резьба, плетение, народная игрушка.

библио-терапия

Использование специально подобранного для чтения материала, как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.

Виды: библио-терапия чтением, интерактивная библио-терапия - обсуждение прочитанного.

музыка-терапия

Музыкальный массаж-метод тренировки подвижности нервных процессов, основанный на последовательном восприятии контрастных музыкальных произведений.

Контролируемое использование музыки в коррекции и стабилизации психологического и физического здоровья детей

Виды:

-пассивная(восприятие музыки);

-активная(музыкальная деятельность, связанная с опорно-двигательными реакциями человека на музыку);

Психогимнастика

Курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [М. Чистякова].

Научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Научить осознавать связь между мыслями, чувствами и поведением.

Каждое занятие включает ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.

4. Психологическое консультирование.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей.

Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Обязательно:

– консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.

5. Психологическое просвещение и обучение.

Психологическое просвещение - знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризация и разъяснение результатов психологических исследований, формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации дошкольном учреждении и родителей, а именно:

– актуализация и систематизация имеющихся знаний;

– повышение уровня психологических знаний;

– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Задачи:

– знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития дошкольников;

– формировать у взрослых потребность в психологических знаниях, желание использовать их в целях психологического развития детей или в интересах развития собственной личности нужно:

– повысить психологическую культуру педагогов и родителей;

– формировать потребность и желание сотрудничать с психологом;

– обеспечить информацию по психологическим проблемам.

Формы работы: лекции, беседы, семинары, выступления на родительских собраниях, выпуск психологических газет, размещение информации в родительских уголках.

Обязательно:

– проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

– проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.


Библиографическая ссылка

Маликова А.В., Тугулева Г.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13772 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674