Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРАФИКИ

Виноградова А.В. 1 Черокова А.В. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ» Шуя
1. Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.
2. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
3. http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения 15.01.15) Универсальная научно-популярная онлайн – энциклопедия.

Графика – вид изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются штрихи, линии и пятна.

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов: станковая графика (станковый рисунок, эстамп), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т.п.), журнальная и газетная графика, прикладная графика, (плакат и пр.), компьютерная графика, промышленная графика, сталеграфика.

Промышленная графика – это вид прикладной художественной графики. Промышленная или рекламная графика обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания – каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги – бланки, конверты и др.). В произведениях современной промышленной графики одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение.

В конце ХІХ - начале XX века после открытия торговых границ в Европе стремительно начал развиваться обмен культурными ценностями и товарами. А торговля немыслима без этикеток, упаковки, а те, в свою очередь, без товарных знаков. В процессе развития товарно-денежных отношений промышленная графика формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка.

Промышленная графика окончательно сложилась в конце XX в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности организации, от внешнего оформления, до оформления брошюр.

Промышленная графика в виде надписей, иллюстраций, условных знаков, этикеток имеет широкую сферу распространения. К ней относятся все виды визуальной информации – на промышленных предприятиях, транспорте, в торговле, медицине, спорте и других сферах человеческой деятельности.

К промышленной графике относятся также таблички с наименованием населенных пунктов, наименования улиц, номера домов, надписи на транспортных средствах и др.
Современные изделия имеют многочисленную сопроводительную документацию в виде паспортов, инструкций, каталогов. Эту документацию промышленная графика обеспечивает наглядными визуальными изображениями, поясняя строение изделий и их отдельных частей, правила пользования, обслуживания и ремонта. Другая разновидность промышленной графики – условные знаки, которые образно и быстро благодаря различным символам с обобщенными и характерными чертами содержания передают визуальную информацию. Несмотря на то, что формы, размеры и цвет рисунков этих знаков устанавливаются национальными стандартами, все же заметна тенденция к обобщению их в международном масштабе. В общественных местах с интенсивным движением большого количества людей (гостиницы, аэропорты, вокзалы, зрелищные комплексы) все чаще появляются пиктограммы — графические символы, содержащие самую разнообразную информацию (справочное бюро, туалет, место отдыха). Преимущество пиктограмм по сравнению с текстовыми надписями заключается в том, что она лаконична, образна и понимаема всеми вне зависимости от языка. Пиктограмма унифицируется не только в узконациональных, но и в международных масштабах. Примером может также служить обозначение видов спорта, являющихся олимпийскими.

Промышленная (рекламная) графика в настоящее время окружает человека повсюду, и уже невозможно представить свою жизнь без привычного глазу многообразия рекламных плакатов, этикеток, указателей. Задачи промышленной графики – доступно и кратко информировать о качествах того или иного изделия, способствовать увеличению спроса на товар, повышению культуры торговли, воспитывать эстетические вкусы людей, информировать о каких либо действиях, помощь в выборе направлении и т.д. В промышленной графике преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя. Данным видом графики занимаются специальные художественные бюро: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными.


Библиографическая ссылка

Виноградова А.В., Черокова А.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРАФИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13594 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674