Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДА ГУКОВО)

Валынкин Р.А. 1 Колчина О.А. 1
1 Южный федеральный университет
1. Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 г. № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области».
2. Постановление городской Думы г. Гуково от 12.03.2014 г. № 496 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Гуково на 2014-2018 гг.»
3. Постановление Администрации г. Гуково от 24.10.2012 № 1651 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Гуково» до 2020 года».
4. Распоряжение Администрации г. Гуково от 28.10.2013 № 316 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы г. Гуково «Экономическое развитие» на 2014 год».
5. Инвестиционные возможности России [сайт]: URL: http://www.ivr.ru/it/passport.shtml - (дата обращения: 23.12.2014).
6. Саак А.Э., Колчина О.А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования //Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 4. С. 53-61.

Устойчивый экономический рост муниципального образования во многом зависит от величины инвестиций, направленных в эффективные и конкурентоспособные производства, развитие социальной инфраструктуры [6]. В настоящее время в России нарастает конкуренция между отдельными муниципальными образованиями за привлечение внешних инвестиций. Города значительно различаются между собой по уровню развития инфраструктуры, бизнес-потенциалу, условиям, созданным для деятельности инвесторов, рискам. В конкурентной борьбе выигрывают те муниципальные образования, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов и ведут активную PR-кампанию по информированию потенциальных деловых партнеров об условиях ведения бизнеса в городах.

Наиболее оптимальным средством, демонстрирующим инвестиционный потенциал города и содержащим комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора, является «Инвестиционный паспорт города» [5].

Основная идея Инвестиционного паспорта состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации о региональном или муниципальном инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с регионом.

Отличительными особенностями проекта «Инвестиционный паспорт города», выделяющими его из ряда других информационно-имиджевых проектов регионов и городов России, являются:

– четкая структуризация информационного содержания, соответствующая информационным потребностям потенциальных инвесторов и системе критериев оценки инвестиционной привлекательности;

– глубина раскрытия информации о конкретных объектах инвестиций, достаточная для оценки коммерческой эффективности и рисков проектов;

– наглядность представления информации, использование современных геоинформационных и интернет технологий.

Ниже представлены основные разделы Инвестиционного паспорта г. Гуково:

1. Социально-экономическое развитие г. Гуково

Основной отраслью промышленности г. Гуково является угледобыча. В конце 2009 г. город получил статус монопрофильного и вошел в «пилотную группу» из 27 моногородов, стабилизация положения в которой является первоочередной задачей федеральных и муниципальных органов власти. В настоящее время в Гуково добывается более половины всей добычи угля Ростовской области.

Общая сумма прибыли по прибыльно работающим предприятиям города оценивается на 2013 г. в размере 429,1 млн. руб., а прогнозируемая на 2014 г. – 459,2 млн. руб.

При этом темпы роста прибыли по отношению к предыдущему году оцениваются на уровне [2]:

– в 2012 г. по отношению к 2011 г. – 74,3 %;

– в 2013 г. по отношению к 2012 г. – 54,7 %;

– в 2014 г. по отношению к 2013 г. – 107,0 %.

Основным источником поступлений в бюджет города являются межбюджетные трансферты (финансовая помощь из областного бюджета).

Объем межбюджетных трансфертов в 2013 г. составляет 1167,6 млн. руб. или более 70% всех доходов бюджета. Расходы бюджета г. Гуково направлены на решение социальных и экономических задач. Одним из приоритетных направлений политики Администрации г. Гуково является обеспечение конкурентоспособности экономики муниципального образования.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным направлением работы Администрации г. Гуково [3].

По результатам 2013 года в г. Гуково функционирует 2076 субъекта малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что количество индивидуальных предпринимателей от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства остается неизменным на протяжении 2012 и 2013 гг. и равняется 1730 единицам [2].

По состоянию на декабрь 2013 года в г. Гуково функционирует 346 малых и средних предприятий, что на 40 единиц или на 11% больше, чем в 2011 г. (306 малых предприятий).

Среднесписочная численность занятых в экономике города по крупным, средним и малым предприятиям и организациям в 2014 г. составила 8530 человек. По состоянию на декабрь 2013 года на малых и средних предприятиях г. Гуково занято 2585 человек.

Для решения проблем в сфере малого и среднего предпринимательства в г. Гуково выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса [4].

2. Оценка инвестиционной привлекательности г. Гуково

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности г. Гуково

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя
среда

Strength (преимущества):

1. Наличие статуса моногорода и реализация на территории городского округа Комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования «Городской округ Гуково» (далее – КИП г. Гуково).

2. Наличие многолетнего опыты участия в реализации программ приоритетного развития шахтерских территорий.

3. Наличие трудовых ресурсов.

4. Благоприятный, в целом, хозяйственный климат и эффективная практика взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества.

5. Выгодное приграничное положение в границах Еврорегиона «Донбасс» и транзитный характер транспортной инфраструктуры (М-4 «Дон», М-19 «Ростов-Харьков», региональные автодороги, железнодорожная ветка «Дебальцево-Лихая»).

6. Функционирование в городе Гуково таможенного поста.

7. Свободные (неиспользуемые) территории, которые можно использовать для расширения масштабов хозяйственной деятельности.

8. Наличие базы производства строительной продукции.

9. Заметное место в экономике занимает малый бизнес, более гибко реагирующий на изменение конъюнктуры рынка.

10. Наличие образовательных учреждений всех уровней, в том числе среднего и высшего профессионального образования.

11. Проведение на территории города всероссийских спортивных турниров.

Weaknesses (недостатки):

1. Масштабы экономики г. Гуково, в сравнении с более крупными городами, невелики. В городе на данный момент нет крупных высокорентабельных предприятий, которые могли бы стать локомотивами для развития всей городской экономики.

2. Экономический потенциал в настоящее время представлен предприятиями, не относящимися к сектору высоких технологий. Результаты их работы очень чувствительны к кризисным проявлениям в экономике и изменениям конъюнктуры рынка.

3. Нехватка инвестиций, сильная зависимость бюджета города от поступлений из регионального бюджета.

4. Невысокий уровень доходов населения, и, как следствие, недостаточно масштабный потребительский спрос.

5. Отток работоспособного населения и молодежи: значительная часть жителей работает на предприятиях, расположенных в других районах и городах Ростовской области.

6. Высокий уровень скрытой безработицы.

7. Неразвитость объектов социальной инфраструктуры в сфере досуга (отсутствие зон отдыха, недостаточное количество спортивных сооружений, кафе и др.)

Внешняя среда

Opportunities (возможности устранения недостатков):

1. Возобновление устойчивого экономического роста после кризиса и рост спроса на продукцию предприятий г. Гуково.

2. Расширение масштабов интеграционных процессов с Украиной и другими странами СНГ, развитие взаимовыгодного сотрудничества на уровне городов и регионов.

3. Перераспределение бюджетных средств федерального бюджета, образуемых от экспорта энергоносителей, на региональный и муниципальный уровни, что может способствовать укреплению местных финансов г. Гуково, росту потребительского спроса на рынке и инвестиционной активности.

4. Реализация федеральных и региональных программ в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также создание особых экономических зон и промышленных площадок.

Threats (внешние угрозы, способные осложнить достижение целей):

1. Сильная конкуренция с городами Ростовской области и других регионов Южного федерального округа.

2. Недостаток возможностей для привлечения внешних ресурсов развития города. Усиление зависимости от органов государственной власти региона.

3. Недостаточное финансирование для исполнения полномочий местных органов власти.

4. Недостаток налоговых и других льгот для стимулирования инвестиций, как в коммерческие, так и социальные проекты.

3. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в г. Гуково

Приняты беспрецедентные в Ростовской области решения по предоставлению резидентам Гуковского индустриального парка финансовой поддержки, которые должны сделать инвестплощадку г. Гуково наиболее привлекательной в области. Так, доля субсидируемых областным бюджетом затрат на подключение предприятий к электрическим и газовым сетям составит 80 % (по другим индустриальным паркам области – не более 50 %).

При аренде земельного участка:

– с момента заключения договора аренды до получения разрешения на строительство предполагается применение ставки в размере 50,0 % от базовой;

– полное освобождение от арендной платы в период строительства производства;

– с момента ввода производства до выхода его на самоокупаемость льготная ставка по уплате арендной платы составит 10,0 % от базовой (в случае выкупа инвестором земельного участка, ставка земельного налога составит 0,15 %).

Преференции по земле будут предоставляться до выхода производства на самоокупаемость, но на срок не более 5 лет.

В целях совершенствования формата взаимодействия муниципальной власти с предпринимательским сообществом города, Постановлением Администрации г. Гуково от 19.09.2012 года № 1458 был создан Совет по предпринимательству при Администрации г. Гуково.

4. Деятельность по сопровождению инвестиционных проектов в г. Гуково

Муниципальный фонд местного развития г. Гуково

На территории муниципального образования «Город Гуково» финансовую поддержку и другие виды поддержки оказывает Муниципальный фонд местного развития г. Гуково. Предметом деятельности «Фонда» является:

– финансовое обеспечение муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, программ местного развития, повышения инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов в приоритетные для города и района направления деятельности субъектов малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщение рынка и создание новых рабочих мест, смягчение напряженности на рынке труда;

– оказание содействия в решении вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Бизнес-инкубатор г. Гуково

На территории г. Гуково функционирует бизнес-инкубатор, основной целью которого является обучение трудоспособного населения основам предпринимательства, поддержки начинающих предпринимателей в создании и развитии бизнеса путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Выводы: Успешная реализация мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, реализация мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства (информационная, имущественная и финансовая поддержка) позволят подготовить благоприятные условия для развития малого бизнеса в г. Гуково. Строительство новых высокотехнологичных производств на территории города, несомненно, станет серьезным импульсом для развития имеющихся и образования новых субъектов малого и среднего предпринимательства.


Библиографическая ссылка

Валынкин Р.А., Колчина О.А. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДА ГУКОВО) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13449 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252