Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА С ПОМОЩЬЮ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ

Моисеев С.И. 1 Лихачева В.Л. 1
1 Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
1. Моисеев С.И. Математические методы и модели в дипломных работах экономического и управленческого профиля: учеб. пособие / С.И. Моисеев, И.П. Кондратьева, Е.В. Родионов, В.Н. Уродовских // Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2011. 256 с.
2. Моисеев С.И. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие / С.И. Моисеев, А.В. Обуховский // Воронеж: АОНО ВПО «ИММиФ», 2009. 160 с.

Многие экономические процессы по своей сути носят вероятностный характер и для их математического моделирования целесообразно использовать стохастические методы. Авторами предлагается модель анализа распределения спроса потребителей некоторого товара или услуги (блага), которая основана на марковских случайных процессах [1, 2]. Предположим, что имеется некоторая экономическая система, в которой существуют n конкурирующих поставщиков некоторого блага. Поставщиками блага проводятся агитационные рекламные действия, направленные на привлечение потребителей. Предполагается, что число потребителей у каждого поставщика пропорционально их рекламной активности и с течением времени увеличивается. Ставится задача проанализировать динамику изменения числа потребителей у каждого поставщика с течением времени в зависимости от уровня рекламной агитации.

В качестве фактора, учитывающего степень рекламной агитации поставщика благ, введем некоторый коэффициент активности α. Он имеет смысл средней доли потребителей, которые выбрали данного поставщика благ за единицу времени. Если известно среднее время Т, за которое среднестатистический потребитель решится на приобретение благ конкретного поставщика, то коэффициент активности будет равен missing image file. Пусть поставщик Пi имеет коэффициент активности αi. При моделировании используем теорию потоков событий [1-3] и будем считать моменты потребления благ потребителями как случайный поток событий, а.

Основной целью данной модели является нахождение вероятностей состояний Pi(t), которые имеют смысл вероятностей того, что за время t случайно выбранный потребитель станет активным клиентом поставщика Пi. Для нахождения этих вероятностей целесообразно использовать методы моделирования с помощью марковских случайных процессов с дискретными состояниями и непрерывным временем [1, 2].

Рассмотрим следующие состояния:

S0 – случайно выбранный потребитель не стал клиентом ни одного поставщика;

Si – случайно выбранный потребитель стал активным потребителем благ поставщика Пi, i=1, 2, …, n.

Граф состояний для такой модели имеет вид, представленный на рис. 1.

Moiseev.eps

Рис. 1

Следует отметить, что случайный процесс, описанный графом на рис. 1, не является эргодическим, что не дает возможности вычислить финальные вероятности состояний. Однако, динамику поведения процесса можно исследовать с помощью дифференциальных уравнений Колмогорова [1].

Для описываемой системы эти уравнения имеют вид:

Moiseev1.eps (1)

Начальными условиями будут:

missing image file (2)

Решая дифференциальные уравнения (1), получаем вероятности состояний Pi(t), которые равны:

missing image file (3)

Зная эти вероятности можно найти среднее число потребителей блага i-го поставщика на момент времени t, если численность потенциальных потребителей равна М: missing image file.


Библиографическая ссылка

Моисеев С.И., Лихачева В.Л. МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА С ПОМОЩЬЮ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13438 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674