Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

Насретдинова Э.Р. 1 Макарова О.А. 1
1 Казанский федеральный университет
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М., 1997. – 386 с.

Наиболее существенным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является семья. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в будущем. Как известно появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве.Ситуация развода родителей, сопровождаясь болезненными переживаниями, оказывает травмирующее воздействие на психику самого уязвимого члена семьи, ребенка [1, с.86].

Для измерения уровня тревожности детей младшего школьного возраста, нами был использова опросник Ч.Д. Спилберга «Исследование тревожности», данный опросник позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности. Исследование проводилось в ЕлабужскойМБОУСОШ №10. Выборку исследования составили 30 детей, пережившие развод родителей и 30 детей из полных семей (учащиеся 5А, 5Б и 5Г класса). В первую выборку вошли дети прошедшие бракоразводный процесс родителей дальностью не более одного года, так как именно в этот период эмоциональные процессы сопутствующие расставанию самых близких членов семьи проходят наиболее выражено.

При помощи t-критерия Стьюдента нами было выявлено различие в уровне ситуативной тревожности, при n = 58 t = 3,7 при р ≤ 0.05 и t = 2.66 при р ≤ 0.01.Полученное эмпирическое значение t (3,7) попало в зону значимости, следовательно, дети пережившие ситуацию развода родителей испытывают более выраженные проявления ситуативной тревожности, нежели их сверстники из полных семей. Ситуативная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Развод, являясь стрессовой ситуацией достаточно длительной и интенсивной во времени, повышает уровень ситуативной тревожности. Также в ходе математической обработки нами было выявлено различие в уровне личностной тревожности, при n = 58 t = 8,8 при р ≤ 0.05 и t = 2.66 при р ≤ 0.01. Эмпирическое значение t (8,8) находится в зоне значимости. Таким образом, дети пережившие ситуацию развода родителей испытывают более выраженные проявления личностной тревожности, чем дети из полных семей. Личностная тревожностьявляется устойчивой индивидуальной характеристикой и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Развод родителей, и происходящие изменения в семье в этот непростой период, являясь ситуационным внешним фактором, повышают уровень развития тревожности личности детей.

Также в ходе исследования нам важно было изучить эмоциональные состояния, сопровождающие детей, переживших ситуацию развода родителей, и их сверстников из полных семей. Для этого нами была использована графическая методика «Кактус» Панфиловой М.А.

На этом этапе мы получили следующие результаты: состояние агрессии преобладает у 23,3 % детей, переживших ситуацию развода родителей, в то время как у их сверстников из полных семей проявляется в гораздо меньшей степени (13,3 %). Данное эмоциональное состояние возникает как ответная реакция на ситуацию, затрагивающую личные интересы ребенка, развод тем самым повышает уровень агрессии. Такое эмоциональное состояние как тревога ярко выражено у детей, переживших ситуацию развода родителей (50 %), в то время как у детей из полных семей она значительно ниже (23,3 %). Данные результаты подтверждают различия, выявленные t – критерием Стьюдента по результатам опросника Ч.Д.Спилберга «Исследование тревожности».Оптимизм наблюдается у 26,6 % детей разведенных родителей и у 33,3 % детей из полных семей. Несмотря на нахождение детей в довольно серьезной стрессовой ситуации, позитивный взгляд на жизнь снижен в незначительной степени. Так же интересен тот факт что, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества более выражены у детей переживших развод родителей (33,3 %), в то время как у детей из полных семей данный показатель значительно ниже (16,6 %).

Таким образом, развод родителей, являясь стрессовой ситуацией, повышает уровень развития тревожности личности детей младшего школьного возраста, воздействуя на всю эмоциональную сферу ребенка.


Библиографическая ссылка

Насретдинова Э.Р., Макарова О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13362 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252