Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Калюта В.А. 1 Кудина Я.В. 1
1 НГГТИ
1. Шэрон Мельник / Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 256.
2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы его коррекции. – СПб.: Питер, 2012. – С. 330. 
3. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами эмоционального перенапряжения личности или стрессами. В настоящее время существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, а значит и увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. Безусловно, эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную или учебную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что в свою очередь приводит к целому ряду социально – экономических и социально – психологических последствий. Проводимые исследования показали, что 64 % людей подвергаются стрессу на работе, 56 % стресс приводит к плохому сну, 26 % заболевают на почве стресса, около 17 % различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется.

Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной и психологической подготовке, устойчивости психики личности в целом или стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость – это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вступая в студенческую жизнь, молодые люди находятся в бесконечных стрессогенных ситуациях и поэтому наиболее часто испытывают стресс и нервно – психическое напряжение. В большинстве случаев студенческий стресс развивается на фоне большого потока информации, адаптации к новым социальным условиям, а также приближающейся сессии или самих экзаменов. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов вузов. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается при определении причины возникновения неврозов. За последнее время было проведено немало исследований, которые доказывают, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно – сосудистую и иммунную системы студентов. Во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме, и требуется несколько дней для того чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам.

Опираясь на стадии, описанные Г. Селье, можно выделить три стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

Первая стадия – мобилизации или тревоги, она связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма.

На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями, однако такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных ресурсов.

Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились (например, билет попался очень трудный), то наступает третья стадия – истощения.

Также эти фазы можно проследить и на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза (истощения) – к концу сессии. Однако необходимо отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у студента, как правило, зависит не только от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Для одних студентов ситуация экзамена – критический уровень перенапряжения, для других – азартная игра, но также сопровождающаяся выбросом большого количества адреналина в кровь и психоэмоциональным напряжением, а третьи его даже не замечают. В данной ситуации возможно необходим дифференцированный подход к личности экзаменующегося студента. Изучение психологических особенностей первокурсников и личностно-ориентированный подход в период их социальной адаптации позволили бы начать формирование стрессоустойчивости не только в период сессии, но и в целом. Постоянный страх перед экзаменом и боязнь экзаменатора при сформированном «экзаменационном синдроме» могут привести к эмоциональной лабильности, психической неустойчивости, а в дальнейшем формированию психосоматических заболеваний. В настоящее время специалистами, изучающими адаптацию студентов в вузе, предложено немало методов формирования стрессоустойчивости. Один из таких методов – это введение в вузе аттестационной системы с определением оценки по итогам промежуточных результатов на начальной стадии обучения. За первый семестр студент – первокурсник сможет пройти социально-психологическую адаптацию, которая сама по себе достаточно стрессогенна. Предложенная система поможет подготовить молодых людей к дальнейшему обучению в вузе. У специалистов будет время изучить личностные характеристики и психологические особенности каждого обучающегося и, что очень важно – разработать программу формирования стрессоустойчивости. Такая программа должна быть системной и базироваться на диагностической и коррекционной основе: содержать диагностические тесты, тренинги личностного роста, тренинги ассертивности (уверенного поведения), антистрессовые тренинги с применением техник развития навыков стрессоустойчивости. Сюда же можно присоединить и комплекс спортивных упражнений, помогающий искусственно создавать и снимать физическое напряжение, тем самым развивая выносливость и силу духа. Такой подход к работе со студентами предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов. В конечном счёте, студент оказывается подготовленным и натренированным к стрессовой ситуации.

Подводя итог всему выше сказанному, становится очевидным, что воздействия стресса в современном мире не избежать, стрессогенная обстановка может складываться повсеместно, независимо от того, в каком пространстве (образовательном или профессиональном) находится личность. Но вместе с тем абсолютно понятно и то, что при системном подходе и специальной подготовке можно научиться сопротивляться его пагубному влиянию. Студенты наиболее подвержены воздействию стрессов и поэтому формирование у них стрессоустойчивости может стать гарантом их здоровья, успешности в обучении и профессиональной деятельности в дальнейшем.


Библиографическая ссылка

Калюта В.А., Кудина Я.В. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13331 (дата обращения: 21.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074