Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Головко Е.В. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Агафонова Е.А. Роль стимулирования в учебной деятельности студентов вуза /Интеграция образования. – 2006. – № 4. URL.: http://cyberleninka.ru/article/ n/rol-stimulirovaniya-v-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-vuza (дата обращения: 02.12.2014 г.)
2. Крутых Е.В. Особенности формирования умений саморегуляции в процессе обучения /Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектности личности в образовании: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. /Под ред. З.И. Рябикиной, В.В.Знакова. – Краснодар, 2005.
3. Крутых Е.В. Регуляторные аспекты саморегуляции студентов на разных этапах обучения /Человек. Сообщество. Управление. Спец. вып. № 1. – Краснодар, 2006.
4. Крутых Е.В. Способность к саморегуляции поведения: компетентностный подход /Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 28-29 марта 2013 г. / Науч.-инф. Из-дат.центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013.
5. Попов А.И. Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Часть 1. URL.: http://window.edu.ru/resource/ 227/80227/files/popov.pdf (дата обращения: 23.11.2014 г.).

Учебная деятельность в вузе отличается от обучения в школе. Вчерашние школьники, поступив в вуз, сталкиваются с определенными трудностями в обучении.

Современные образовательные программы опираются на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. При изучении стандартов можно выяснить, что «Конкурентоспособный специалист – это: работник, который способен предложить себя как товар на рынке труда, вступить в определённые отношения (экономические, правовые и др.) с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя; человек, удовлетворяющий потребностям рынка рабочей (в широком смысле) силы по своим профессиональным, психологическим, нравственным и другим качествам, обладающий адаптивностью и мобильностью, способностью быстро перестраиваться в изменяющихся условиях, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность; личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряжённой борьбы со своими конкурентами» [5, С.4].

Современные ФГОСы построены на компетентностном подходе. Требования к современному специалисту представлены ФГОС ВПО в виде общекультурных и профессиональных компетенций. При изучении общекультурных компетенций ФГОС ВПО направлений различной подготовки было выявлено, что «успешности выполнения профессиональной деятельности будет способствовать осознанная саморегуляция поведения человека» [4, С.49].

Крутых Е.В. в своей работе «Особенности формирования умений саморегуляции в процессе обучения» предположила, что «недостаточная сформированность умений саморегуляции может быть одной из трудностей как в учебной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности студентов» [2, С.47]. Проведенное исследование показало, что большинство умений у студентов формируются стихийно. Так, у некоторых первокурсников к началу обучения в вузе сформированы структурно-компонентные и функциональные умения. А к пятому курсу увеличивается количество студентов со сформированными функциональными умениями [2]. В то же время было выявлено, что студенты и на первом и на пятом курсах считают, что большинство умений саморегуляции у них сформированы. Наблюдается неадекватность самооценки возможности применения умений саморегуляции. «Расхождение показателей сформированности осознанной саморегуляции, мотивации их применения, частоты использования регуляторных умений указывает на наличие неиспользуемых и не реализуемых возможностей развития регуляторных основ субъектности у студентов на разных этапах обучения» [3, С.38]. И, как отмечает Е.А. Агафонова, для побуждения студентов к получению знаний, требуется внешний фактор. Поэтому перед преподавателями стоит задача: научить студентов учиться, создавая условия для развития личности каждого студента [1].


Библиографическая ссылка

Головко Е.В. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13315 (дата обращения: 21.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074