Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Тугулева Г.В. 1 Зубаткина С.С. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
2. Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников : сборник материалов III городского научно-практического семинара / под ред. Г.В. Тугулевой – Магнитогорск : МаГУ, 2010. – 139с., С. 61-64.
3. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА : ABA( Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 2-е изд. / Роберт Шрамм, 2013. – 208 с.

В психологической терминологии, аутизм трактуется как крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Предпосылками детского аутизма является специфическое поведение в трех областях: социального взаимодействия, коммуникации и поведения (ребенок имеет повторяющиеся и стереотипные модели поведения и ограниченные специфические интересы).

Роберт Шрамм характеризует детский аутизм как наличие следующих дефицитов:

– отсутствие взгляда глаза в глаза;

– неумение создавать эмоциональные дружеские отношения со сверстниками;

– отсутствие проявления желания поделиться с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями;

– отсутствие разнообразия, фантазии и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию.

Признаками аутизма также считаются отставание в развитии речи или полное ее отсутствие, присутствие стереотипий (повторяющихся действий) в поведении, использование повторов в речи, увлечение стереотипными занятиями или интересами, навязчивые движения, аутичные дети зачастую никак не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. Слухо-моторные координации таких детей формируются отличным от здоровых детей образом: в отношении некоторых звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав громкую музыку или самолет; часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.

Таблица 1

Диагностическое занятие

Название игры, задания

Цель

Ход игры, задания

1

Игра «Ручки»

Установление контакта с аутичным ребенком.

Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.

2

«Пирамидка»

Исследование возможностей ребенка.

Умение ребенка в четкой последовательности собрать кольца. Способ выполнения действий ребенком: 1. Хаотичное надевание колец 2. Способом проб и ошибок 3. Четкое надевание одно за другим.

3

«Дай такой»

Сенсорное восприятие.

Перед ребенком ставится 4 кубика, имеющие основные цвета, показывается карточка, такого цвета, как и кубик. Задание: «Дай такой».

4

«Шнурки»

Координация глаз и рук.

Протянуть шнурок через отверстие в картоне

5

«Имитация»

Возможность ребенку отдохнуть, переключить свое внимание.

Подражать походке животных. Перед ребенком ставится 3 игрушки. Задается первый вопрос: «Кто это?» (Заяц). «Попрыгай, как зайчик». «Кто это?» (Медведь). «Пройди, как медведь». «Кто это?» (Лошадка). «Поскачи, как лошадка».

Примечание. В процессе занятия заполняется диагностическая карта с указанием «+» контакт и выполнение; «х» контакт с попытками выполнения; «-» отказ.

Таблица 2

Коррекционно-развивающее занятие

Название игры, задания

Цель

Ход игры, задания

1

«Найди место для игрушки».

Психотехнические упражнения, направленные в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием.

Психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие.

2

«Пришел Мурзик поиграть».

Развитие социальных отношений.

Психолог показывает Кота Мурзика, надетого на руку. Мурзик здоровается с ребенком. Затем Кот показывает ему прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает взять из пакета поочередно по- одной фигурке. Из предложенных кубиков ребенок строит домик для Мурзика. Психолог стимулирует на общение с Мурзиком.

3

«Развесь белье»

Развитие Мелкой моторики.

Нужно развесить на веревке белье.Материал: бельевая веревка, флажки и бельевые прищепки.

4

«Отрежь кусочки»

Развитие координации глаз и рук.

Отрезать от полоски цветной бумаги ножницами кусочки.

5

«Дорисуй».

Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.

Ребенку предлагается изображение предметов, у которых какой- то части не достает, эти предметы он явно знает. Предлагается дорисовать недостающую часть.

6

«Разложи шарики»

Направленно на развитие восприятия.

Разложить небольшие шарики слева направо соблюдая последовательность.

Важно своевременно обратить внимание на отклонения в поведении, выявить признаки аутизма и начать коррекционно-развивающую работу с ребенком, так как своевременная психолого-педагогическая работа позволит улучшить процесс социализации и предотвратить риск развития более тяжелой психической патологии в старшем возрасте.

Основными направлениями психолого-педагогической работы с аутичными детьми на наш взгляд являются:

1. Своевременная диагностика.

2. Профилактическая работа (установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия).

3. Коррекционно-развивающая работа с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

В современной литературе достаточно методических разработок, описывающих методы и средства, чтобы научить ребенка с аутизмом всем тем специфическим навыкам, которых ему не достает. Важно правильное и своевременное использование их в профилактической и коррекционной работе. Одним из профилактических средств, при установлении эмоционального контакта и выработке продуктивных форм взаимодействия и с аутичными детьми, является психогимнастика, музыкотерапия. Эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения [2, 62].

В качестве примера приведем разработанные нами диагностическое и коррекционно-развивающее занятия для детей с аутичным поведением (табл. 1, 2).


Библиографическая ссылка

Тугулева Г.В., Зубаткина С.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13308 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252