Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Маркарян Г.М. 1 Крутых Е.В. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Большакова О.Н. Особенности развития самоактуализации студентов. – URL: http://bmsi.ru/doc/243ac339-cd73-4c8f-992e-81bfb06395d5 (дата обращения: 20.11.2014).
2. Большая психологическая энциклопедия. – URL: http://psychology. academic.ru/2186/ (дата обращения: 02.12.2014).
3. Вахромов Е.Е. Концепция самоактуализации в решении задач федеральной целевой программы развития образования на 2006-10 гг.
URL: http://hpsy.ru/public/x2727.htm (дата обращения: 05.11.2014 г.)
4. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии. – URL: http://hpsy.ru/public/x044.htm (дата обращения: 10.09.2014 г.)
5. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета / Вестник ОГУ. – 2013. – №2 (151).
6. Крутых Е.В. Проблема человеческих потребностей в гуманистической психологии А. Маслоу // Философские аспекты постижения человека: Сб. науч. ст. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001.
7. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. – № 6.
8. Шостром Э. Самоактуализационный тест (CAT). URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 18.11.2014 г.).

В Большой психологической энциклопедии самоактуализация определяется как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [2].

Первыми понятие «самоактуализация» стали разрабатывать основоположники гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс. В российской психологической и педагогической науках самоактуализация изучается не первое десятилетие. С разных позиций её изучали К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др. Е.Е. Вахромов рассматривал самоактуализацию как ключевой системообрзующий элемент гуманистического направления в психологии и педагогике [4]. Е.В. Крутых рассматривала личностные особенности самоактуализирующейся личности [6]. У О.Н. Большаковой исследуются критерии сформированности самоактулизации у студентов. [1].

Сегодня развитие самоактуализации является одной из задач, поставленных перед нашей системой образования [3].

Профессиональное становление студента начинается в вузе в процессе обучения. Исходя из этого, А.К. Маркова выделяет четыре этапа становления специалиста.

1. Этап адаптации к профессии. Он соответствует периоду обучения в вузе на первом-втором курсах. На этом этапе усваиваются нормы, приемы, технологии будущей профессии.

2. Этап самоактуализации в профессии. Он соответствует обучению на 3-4-5 курсах. Студенты осознают свои возможности в будущей профессиональной деятельности.

3. Этап свободного владения профессией. Это период десяти-двадцати лет профессиональной деятельности. На этом этапе проявляется мастерство.

4. Этап соответствует уровню зрелого человека, посвятившего жизнь выбранной профессии [7].

Применительно к самоактуализации в процессе обучения интерес представляет первый этап.

Исследовав учебную деятельность студентов, В.М. Иванова выделила следующие фазы самоактуализации.

На первой фазе происходит присвоение студентами знаний об объективной действительности. При этом у студентов имеется целостное представление о своих возможностях, связанных с выполнением учебной деятельности в процессе усвоения материала по теме занятия.

Вторая фаза представляет собой «преобразование студентами своей учебной деятельности по следующим параметрам: отбор содержания деятельности, выбор средств обучения, обоснование мотивации, способов организации и управления учебной деятельностью. Взаимодействие студентов в учебной деятельности позволяет добавить к своим собственным выводам теоретические конструкции других. Эти выводы и конструкции приводят к проекту решения учебной задачи» [5, с.104].

Третья фаза заключается в практической деятельности студентов, когда они на практике защищают свои проекты.

На четвертой фазе происходит «проектирование изменений собственной личности, необходимых для решения возникающих учебных задач по выбору и принятию решения о деятельности студентов в возникшей образовательной ситуации» [5].

Экспериментальная работа по изучению самоактуализации студентов в вузе проводилась на базе ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет». В исследовании приняли участие 10 студентов второго курса механико-машиностроительного факультета (4 девушки, 6 юношей). Для исследования использовался «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шостром [8]. Результаты этого небольшого исследования показали, что у 70 % студентов показатели самоактуализации средние, у 20 % показатели были завышены, что говорит о псевдосамоактуализации, т.е. стремлении выглядеть в наиболее благоприятном свете, и 10 % были с низким уровнем самоактуализации (рисунок).

Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов данной группы нет потребности в самоактуализации. Этому способствуют лень, отсутствие стремлений к изменениям, излишняя самоуверенность, что и так они все знают и т.д. Полученные результаты должны стать для студентов поводом для построения своей профессиональной траектории развития.

opyt4.tiff

Рис. 1. Показатели уровней самоактуализации


Библиографическая ссылка

Маркарян Г.М., Крутых Е.В. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13296 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252