Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС)

Черкасова Ю.С. 1 Бубновская О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни. – [Электронный ресурс]. – URL: http://sibac.info/13182 (дата обращения: 27.10.14)
2. Тест смысложизненных ориентаций // Материал Psylab.info – энциклопедии психодиагностики. – [Электронный ресурс]. – URL: http://psylab.info/Тест_смысложизненных_ориентаций (дата обращения: 25.10.14)
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
4. Методика Рокича Ценностные ориентации (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу). – [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 29.10.14).
5. Абакумова И.В., Левшина А.А. Смысложизненые стратеги активного социального поведения. – Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://psyhea.psyf.sfedu.ru/sites/psyhea.psyf.sfedu.ru/files/konferenciya_materialy_0.pdf (дата обращения: 19.11.14).
6. Левшина А.А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи. – Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2011. – [Электронный ресурс]. URL: http://sartraccc.ru/Disser/levshina.pdf (дата обращения: 30.11.14).
7. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев. – [Электронный ресурс]. –URL: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 27.10.14).
8. Маркулес Е. Ценностные ориентации личности, включенной в волонтерскую деятельность. – 2012. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/6519/ (дата обращения: 25.10.14).
9. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. – Новосибирск, 2012. №25. – С.168-173.
10. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты . – Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. – С. 147-153.

В настоящее время в России, подобно зарубежным странам, все шире распространяется такая социальная деятельность, как волонтерское движение. В современном обществе до сих пор есть довольно широкий спектр социальных проблем, и различные организации все активнее и чаще начинают привлекать людей на добровольческую работу. Людей же, которые занимаются этой общественной работой, называют волонтерами. Добровольная помощь требуется везде: от помощи в организациях концерта в школе или высшем учебном заведении, и до содействия при борьбе с эпидемиями. В связи с этим возникает справедливый вопрос: что же отличает людей, готовых влиться в волонтерское движение? Чтобы это определить, можно изучить ценностно-смысловую сферу людей (в данном случае – студентов), включенных в волонтерскую деятельность. Изучение данной сферы поможет в первую очередь организациям, использующим труд волонтеров: это и возможность первичного отбора претендентов, и помощь в воспитании и прививании нужных качеств, и умение правильно мотивировать добровольцев. В исследованиях помогут тесты, направленные на выявление ценностных и смысложизненных ориентаций.

Цель: охарактеризовать ценностные и смысложизненные ориентации участников волонтерского движения Центра волонтеров ВГУЭС.

Задачи:

– выявить ценностные и смысложизненные ориентации, определить актуальные;

– проанализировать результаты, предоставить интерпретацию.

Гипотеза:

– у студентов, занятых волонтерской деятельностью, жизненные ориентации (направленность и важность целей в жизни) выше среднего уровня;

– система ценностей волонтеров заметно отличается от системы ценностей обычных студентов;

– ценностные и смысложизненные ориентации волонтеров связаны между собой.

Если обратиться к предшествующим наработкам, то можно сказать, что исследованию ценностных ориентаций и ценностей личности посвящено множество психологических работ. Изучением этого вопроса занимались различные исследователи в области как психологии, так и философии и социологии.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии изучением ценностей и ценностных ориентаций, занимались такие ученые, как. Е.А. Климов, А. Маслоу, Б.С. Братусь, В.Я. Ядов, В.А. Василенко, И.С. Нарский, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, Ш. Шварц, Б.Ф. Ломов, У. Билски, В.Е. Клочко, О.К. Тихомиров, В. Франкл и прочие.

Исследованию ценностных ориентаций личности, включенной в волонтерскую деятельность, также посвящено немало работ. Разработкой данной темы в своих исследованиях занимались такие зарубежные и отечественные психологи, как Е.А. Шекова, А.В. Суворов, Ю.В. Шепетун, В.Р. Кейсельман, Е.В. Субботинский, Н.А. Потапова, Л.Е. Сикорская, Л.А. Кудринская, М.С. Яницкий, Ю.В. Паршина, М. Дарли, и прочие.

В этом исследовании применяется тест СЖО Д.А. Леонтьева, и Методика М.Рокича Ценностные ориентации. Для проверки статистической значимости взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Для начала стоит немного обратиться к теории.

Еще предшественник Дмитрия Анатольевича Леонтьева, Алексей Николаевич Леонтьев, показал взаимосвязь личности, смысла и деятельности во введенном в1947 году понятии личностного смысла, «значения-для-меня», определяемого им как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [1].

Были выделены три ориентации: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни. На основе выделенных ориентаций построен тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), который позволяет оценить «источник» смысла жизни, и этот источник может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Позже были введены еще две шкалы – «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь».

Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории [2].

Описания субшкал, используемых в тесте СЖО, позволяют понять, что же будет исследоваться и измеряться при тестировании:

1. Цели в жизни. Эта шкала показывает наличие или отсутствие у тестируемого целей в будущем, что придает его жизни смысл и определенную направленность. Высокий результат может характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектора, чьи планы в принципе невозможно воплотить, и человек этого и не делает, из-за отсутствия желания быть ответственным за их реализацию. При низких баллах можно говорить о том, что человек привык жить исключительно сегодняшним днем, не задумываясь о временной перспективе, и это верно даже при том, если показатель осмысленности жизни высок. Однако, чтобы различить эти два случая, нужно учесть показатели по другим шкалам теста СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель показывает, как человек воспринимает свою жизнь. При высоких показателях говорится о том, что сам тестируемый оценивает процесс своей жизни как интересный, наполненный смыслом и эмоциями. Но если по остальным шкалам результат низкий, то человек – гедонист, живет сегодняшним днем. При низких показателях делается вывод о том, что тестируемый недоволен своей жизнью в настоящем, не считает, что многого достиг, однако может находить в ней смысл при наличии воспоминаний о прошлом или направленности на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Эта шкала отражает субъективную оценку продуктивности прожитой части жизни. Высокие результаты по этой шкале и низкие по остальным характеризуют человека, который уже доживает свою жизнь, оставив все в прошлом, но это прошлое придает смысл оставшейся жизни. Низкие баллы по шкале – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее [2, 3].

Анализ ценностных ориентаций осуществлялся на основе теории ценностей М. Рокича, согласно которой ценности – разновидность устойчивого убеждения, что одна некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.

Природа человеческих ценностей по Рокичу включает ряд характеристик:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, но различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Также М. Рокич различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, семейное счастье или возможность реализовать себя в творчестве) как с личной, так и с общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий (например, воспитанность, исполнительность) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств [4].

Как пример изучения ценностных ориентаций, можно рассмотреть несколько исследований.

Так, Абакумова И.В. и Левшина А.А. в своей работе «Смысложизненые стратеги активного социального поведения» определили, что компонентами смысложизненной концепции личности, определяющими желание участвовать в общественной деятельности являются такие характеристики, как направленность личности, ценностная сфера и мотивация [5]. Так же Левшина А.А. в своей отдельной работе «Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи» дает описание различий в поведении разных групп молодежи[6].

По разделению на группы, люди подходящие для волонтерской деятельности, попали в группу «Добровольцы», у которых мотивационная сфера личности носит смешанный характер (характерно ситуативное реагирование то с доминированием стремления избегать неудачи, то с мотивацией на успех). Доминирующий тип направленности личности у данной группы – направленность на дело. Главная цель для личности – достижение успеха в общем деле.

Ценностно-смысловая сфера личности такой группы характеризуется довольно высокими показателями по шкалам «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – жизнь».

Ориентация на общественную деятельность – положительная. В качестве основной группы мотивов, которая движет человеком в его участии в общественной жизни, выделяются социально ориентированные мотивы: помощь ближнему, решение проблем общества. В личности совмещаются две тенденции: с одной стороны, активность в решении социальных проблем и помощь обществу, с другой – безучастность по отношению к политической жизни страны. Свое будущее не связывает ни с волонтерскими инициативами, ни с политической карьерой: общественная деятельность для данного представителя молодежи является разновидностью досуга и не имеет долгосрочной перспективы.

Так же у социально активной молодежи, в отличие от не активной, ориентация на собственное «Я» невысока, удовлетворение собственных потребностей не занимает высокую позицию, а вот «Общение» стоит на первом месте.

В целом, доминирование направленности на общение по сравнению с направленностью личности на себя и развитые альтруистические ценности являются значимыми характеристиками смысложизненной концепции личности, определяющими желание участвовать в общественной деятельности. При этом мотивационный компонент (мотивация достижения) позволяет это желание реализовать в конкретной деятельности [5, 6].

Для проверки выдвинутых гипотез с помощью тестирования волонтеров Центра волонтеров ВГУЭС, было проведено соответствующее исследование, и анализ его результатов.

По результатам исследования посредством теста «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, были получены следующие данные.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

При этом жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность [7].

В результате тестирования было выяснено, что практически по всем пунктам результаты подходят под стандарты, но суммарное значение баллов выше среднего уровня.

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что все волонтеры целеустремленные: ставят перед собой реальные цели, не завышая требования, но и не занижая их. Достижение этих целей помогает двигаться вперед и полноценно ощущать жизнь. Процесс жизни для них интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорит о том, что волонтеры удовлетворены своими успехами на данный момент, и ориентированы больше на настоящее, чем на прошлое или будущее. Каждый из волонтеров представляет себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Добровольцам присуще убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, что они активно и делают.

По результатам исследования с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» были получены следующие данные.

Эта методика позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни» [4].

Таблица 1

Результаты тестирования волонтеров по методике СЖО

Критерии сравнения

Пол

Цели в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля – я

Локус контроля – жизнь

Общая сумма

Полученные результаты

м

32,38

32,15

27,77

22,15

32,15

146,62

ж

31,84

31,68

24,88

22,06

30,66

141,12

Стандарт

м

32,90±5,92

31,09±4,44

25,46±4.30

21,13±3,85

30.14±5,80

103,10±15,03

ж

29,38±6,24

28,80±6,14

23,30±4,95

18,58±4,30

28.70±6,10

95,76±16,54

Таблица 2

Иерархия терминальных ценностей волонтеров (в порядке убывания значимости)

Ранг

Ценность

1

Здоровье

2

Наличие хороших и верных друзей

3

Счастливая семейная жизнь

4

Свобода

5

Любовь

6

Уверенность в себе

7

Интересная работа

8

Активная деятельная жизнь

9

Развитие

10

Счастье других

11

Материально обеспеченная жизнь

12

Жизненная мудрость

13

Удовольствия

14

Общественное признание

15

Продуктивная жизнь

16

Познание

17

Творчество

18

Красота природы и искусства

Наивысшие ранги в нашем исследовании получили такие жизненные сферы как: Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Свобода, Любовь. Это практически совпадает с результатами современных исследований (например, О.В. Бубновская, 2012, 2014) – Здоровье, Любовь, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь [9, 10].

Разница между обычными студентами и волонтерами в том, что последние придают значение такой ценности, как Свобода, но обе категории на первое место ставят конкретные жизненные ценности, свидетельствующие о направленности на личную жизнь. Свобода может представлять ценность для добровольцев потому, что они ценят возможности самовыражения и выбора, потому-то они и хотят помогать другим людям, например, больным, чтобы те могли быть наравне со здоровыми людьми, то есть иметь такие же свободы.

Средние ранги занимают Уверенность в себе, Интересная работа, Активная деятельная жизнь, Развитие, Счастье других. У обычных студентов – Интересная работа, Уверенность в себе, Активная деятельная жизнь, Жизненная мудрость, Свобода. Различие только в том, что для волонтеров счастье других имеет среднюю значимость, а не низкую.

Низшие ранги занимают Удовольствия, Общественное признание, Продуктивная жизнь, Познание, Творчество, Красота природы и искусства. У не включенных в волонтерскую деятельность студентов эти позиции отданы Познанию, Счастью других, Развлечениям, Творчеству, Красоте природы и искусства. Скорее всего, это связано с тем, что эти блага как для волонтеров, так и для обычных студентов, довольно доступны, вследствие чего они перестают их высоко ценить.

Если обобщать проведенные исследования, то главные ценностные ориентации волонтеров: Направленность на общее дело и достижение успехов в нем; Общение и Общественная деятельность; Альтруизм; Помощь не только близким и друзьям, но Разрешение проблем в обществе. В нашем исследовании значимыми оказались и такие ценности, как хорошее Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семья и Свобода.

В результате анализа иерархии инструментальных ценностей высший ранг получили такие ценности, как Образованность, Честность, Воспитанность, Ответственность, Жизнерадостность. У обычных студентов – Ответственность, Воспитанность, Честность, Жизнерадостность. Отличие волонтеров в том, что они ценят как в себе, так и в других такое качество, как честность.

Средние ранги получили Самоконтроль, Эффективность в делах, Аккуратность, Широта взглядов, Чуткость. У не вовлеченных в волонтерскую деятельность – Аккуратность, Самоконтроль, Твердая воля, Исполнительность, Терпимость. Здесь уже больше различий. Эффективность в делах, широта взглядов и чуткость важны волонтерам для повышения эффективности работы, так как они много контактируют с людьми и к каждому человеку стараются найти индивидуальный подход независимо от препятствий, будь то разница в возрасте или, например, в вероисповедании.

Низшие ранги получили Рационализм, Твердая воля, Высокие запросы, Исполнительность, Непримиримость к недостаткам в себе и других. У обычных студентов – Чуткость, Эффективность в делах, Рационализм, Непримиримость к недостаткам в себе и других, Высокие запросы. С проявлениями этих качеств волонтерам приходится сталкиваться постоянно. Рационализм и высокие запросы для них не важны потому, что люди, включенные в волонтерскую деятельность, не преследуют материальных целей, и не делают добро из какого-либо расчета. А с непримиримостью к недостаткам сталкиваются чуть ли не ежедневно, поэтому вскоре перестают обращать на это внимание, приняв нетерпимость как один из таких же недостатков, который так легко не искоренишь. Твердая воля и Исполнительность для волонтеров не имеют особой ценности, возможно как и в предыдущем случае, они просто настолько привыкли быть волевыми и обязательными, что это видится им чем-то естественным, само собой разумеющимся, чему со временем перестаешь придавать значение.

Оценка статистической значимости взаимосвязи смысложизненных и ценностных ориентаций проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 3

Иерархия инструментальных ценностей волонтеров (в порядке убывания значимости)

Ранг

Ценность

1

Образованность

2

Честность

3

Воспитанность

4

Ответственность

5

Жизнерадостность

6

Самоконтроль

7

Эффективность в делах

8

Аккуратность

9

Широта взглядов

10

Чуткость

11

Терпимость

12

Смелость в отстаивании своего мнения

13

Независимость

14

Рационализм

15

Твердая воля

16

Высокие запросы

17

Исполнительность

18

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Таблица 4

Критические значения r ранговой корреляции Спирмена (для n=57)

Уровни значимости

Значение r

p=0,1

0,22

p=0,05

0,26

p=0,01

0,33

p=0,001

0,42

Результаты корреляционного анализа смысложизненных и ценностных ориентаций волонтеров, представленные в таблице 5, показали, что статистически значимая взаимосвязь отмечается по двум показателям: «Результат жизни», «Локус контроля – жизнь».

Таблица 5

Статистически значимые результаты корреляционного анализа ценностных и смысложизненных ориентаций волонтеров

Смысложизненные ориентации

Ценностные ориентации

Эмпирическое значение r

Уровень значимости

Результативность жизни

Активная деятельная жизнь

-0,28

p=0,05

Интересная работа

-0,26

p=0,05

Уверенность в себе

-0,26

p=0,05

Жизнерадостность

0,27

p=0,05

Ответственность

0,26

p=0,05

Смелость в отстаивании своего мнения

-0,26

p=0,05

Эффективность в делах

-0,33

p=0,01

Локус контроля – жизнь

Жизнерадостность

0,28

p=0,05

Независимость

-0,38

p=0,01

По показателю «Результат жизни»:

– отрицательная корреляция с терминальной ценностью «Активная деятельная жизнь»;

– отрицательная корреляция с терминальной ценностью «Интересная работа»;

– отрицательная корреляция с терминальной ценностью «Уверенность в себе»;

– положительная корреляция с инструментальной ценностью «Жизнерадостность»;

– положительная корреляция с инструментальной ценностью «Ответственность»;

– отрицательная корреляция с инструментальной ценностью «Смелость в отстаивании своего мнения»;

– отрицательная корреляция с инструментальной ценностью «Эффективность в делах».

Исходя из этого, чем выше уровень шкал «Жизнерадостность» и «Ответственность», тем выше Результат жизни; чем выше «Результативность жизни», тем ниже уровень шкал «Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Уверенность в себе» и «Смелость в отстаивании своего мнения». Скорее всего, это связано с тем, что радость жизни и умение отвечать за свои действия и поступки помогает добиться положительных результатов в деятельности, и тем самым повышает сам результат жизни. А чем выше результативность жизни, тем меньше волонтеры обращают внимание на процесс труда, ведь его результаты всегда высоки. Возможно, определенная неуверенность в собственных силах, нехватка смелости в отстаивании своей точки зрения, свойственные для данного возраста, и заставляют волонтеров искать подтверждение своей нужности для придания себе уверенности. Волонтеры понимают необходимость своей деятельности и осознают, что работа, в которую они вовлечены, не обязана быть интересной, понимая, что характер волонтерской деятельности может быть многогранным, не всегда «вписывающимся» в образы идеальной работы и жизни, но в любом случае приносящим пользу обществу.

По показателю «Локус контроля – жизнь»:

– положительная корреляция с инструментальной ценностью «Жизнерадостность»;

– отрицательная корреляция с инструментальной ценностью «Независимость»;

Здесь повторяется ценность «Жизнерадостность», и чем она выше, тем выше показатели «Локус контроля – жизнь». Чем выше показатель «Локус контроля – жизнь», тем ниже независимость. Связь аналогична корреляциям по показателю «Результат жизни». Чем больше человек управляет своей жизнью, тем большую радость она ему приносит. Но с другой стороны, если человек получает от жизни все, он не старается стать независимым. Волонтеры принимают на себя ответственность за других, активно решая социальные проблемы и оказывая помощь обществу. Как отмечают современные исследования, в личности добровольцев совмещаются две тенденции: с одной стороны, активность в решении социальных проблем и помощь обществу, с другой – безучастность по отношению к политической жизни страны [5]. Тогда логично будет предположить, что человек старается активно изменять окружающий социум и общество, но не стремится участвовать в политике и управлении.

Подводя итоги, можно сказать, что исследование ценностно-смысловой сферы волонтеров имеет определенную значимость для работы с волонтерами разных направлений и городов, чтобы найти не только сходства и различия, но и дать им объяснение.

Выявив смысложизненные и ценностные ориентации современной молодежи, мы выделили актуальные особенности ценностно-смысловой сферы добровольцев Центра волонтеров ВГУЭС. Для проверки статистической значимости выявленных различий следует подключить методы индуктивной статистики. В перспективе исследования было бы интересным учесть фактор опыта, стажа волонтерства для выявления более достоверных различий волонтеров со студенчеством. Гипотеза о статистически значимой взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций волонтеров подтверждена.

Полученную благодаря исследованиям информацию рекомендуется сделать доступной для соответствующих организаций, занимающихся набором волонтеров, чтобы сделать работу как самих организаций, так и каждого волонтера более продуктивной.


Библиографическая ссылка

Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13287 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674