Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ШИОД, Г.ВЛАДИВОСТОК)

Воеводкина Е.С. 1 Бубновская О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ Москва; СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
2. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1998. – 1456 с.
3. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – 2-е изд. – Мн.: Харвест, 2007. – 976с.
4. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-изд. – СПб: Питер, 2009. – 464 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.
6. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2006. – 416с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 507с.
8. Холл, Кэлвин С., Линдсей, Гарднер Теории личности. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 672 с.
9. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2013. – 607 с.

Актуальность данной работы продиктована современной ситуацией в профессиональном самоопределении старшеклассников. Ни для кого не секрет, что часто возникает такая ситуация: ученик, доучившись до выпускного класса школы, так и не определился с выбором профессии. Что в свою очередь приводит к парадоксальной ситуации на рынке труда, когда, отучившись на определенном направлении специалист выбирает работу по абсолютно другому направлению. Данный феномен имеет масштабы общероссийской значимости, что в конечном итоге негативно сказывается на экономике страны. Есть мнение, что если старшеклассники будут руководствоваться особенностями типа личности при выборе профессии, то они наиболее адекватно и эффективно будут вписываться в профессиональное сообщество.

Исходя из актуальности, формулируется цель работы: выявление и описание особенностей типа личности старшеклассников.

Объектом данной работы является личность старшеклассника, а предметом – особенности типа личности девятиклассников.

Задачи исследования:

• теоретически проанализировать понятия «личность» и «тип личности» в отечественной и зарубежной литературе, а также раскрыть специфику подросткового возраста;

• подобрать методики для исследования;

• провести тестирование на выявление типа личности;

• сделать анализ и интерпретацию результатов, а также сформулировать выводы и рекомендации.

Человечеству известно великое множество определений понятия «личность». Несмотря на то, что определения все разные, они схожи в том, что личность – это индивид, имеющий социальную направленность, реализующий себя в деятельности, взаимоотношениях и в общении. Приведем некоторые из них.

Итак, личность, описанная в словарях, а именно с точки зрения Ожегова С.И. – это «человек как носитель каких-нибудь свойств» [5, С.330]. Так трактует Большой энциклопедический словарь термин «личность» – «человек как субъект отношений и сознательной деятельности», а также определяет, как «устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности». Далее уточняется, что «понятие личность следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями» [2, C.653].

В.М. Бехтерев дает психологическое определение личности: «…личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями – индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям. Должно иметь ввиду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны» [3, С.17].

Согласно А.Н. Леонтьеву, «личность – качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми – в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов» [3, С.318].

В.Н. Мясищев дает такое определение: «Личность – высшее интегральное понятие… характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности… самое главное и определяющее личность – ее отношение к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями» [4, С.36].

Кратко и обобщенно определяет личность А.А. Реан: «личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [6, С.12].

Теперь выясним что такое «тип личности». Одним из значений «типа» Большого энциклопедического словаря является «человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности сословия, нации, эпохи» [1, С.1203]. С.Ю. Головин в своем словаре психолога-практика трактует термин «тип» так: «1. Вид, форма чего-либо, обладающая определенными признаками; модель, образец, коему соответствует некая группа объектов, явлений или процессов. 2. Разряд, категория людей, объединенных некими внешними и внутренними чертами, признаками. 3. Образ, содержащий характерные, обобщенные черты некой группы субъектов. 4. Индивид, отличающийся некими характерными свойствами, приметами» [3, С.855].

Таким образом, становится ясным, что «тип личности» – это некий субъект, наделенный личностными качествами, и отличающийся от остальных субъектов некими характерными данному типу свойствами.

Последует риторический вопрос: кто же занимается этим типированием? На самом деле в психологической науке существует множество разнообразных типологий личностей (так называемых теорий личностей). Однако, существуют теории наиболее влиятельные, и собравшие много сторонников. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из таких теорий является психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда. По его мнению, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я). Сфера ид – это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся внутри личности, требуют своей реализации, что в конечном итоге определяет поведение личности. Существуют два основных инстинкта: сексуальный, еще его называют инстинктом жизни, и деструктивный и разрушительный – инстинкт смерти. Такая форма поведения как агрессия рассматривается в рамках этой теории как деструктивный инстинкт. Эго личности руководствуется принципом реальности. Эта сфера предъявляет такие программы действий личности, чтобы с одной стороны она устраивала сферу ид, и с другой стороны, накладывала ограничения, исповедуемые социумом и собственным сознанием личности. Сфера суперэго – это моральная составляющая личности и включает в себя нормы, ценности, этические принципы социума. Эта сфера находится в противоречии с рациональным эго, и как будто желает убедить эго, что идеалистическая цель находится в приоритете перед целью реалистической [8].

Следующей теорией рассмотрим широко распространенную теорию типов Г.Айзенка. В этой теории выделяют два направления: интроверсию – экстраверсию и нейротизм – стабильность. Эти измерения являются независимыми друг от друга. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Люди такого типа: импульсивны, инициативны, обладают гибким поведением, общительны, раскованы, высокая двигательная и речевая активность, легко берутся за новое дело, но также быстро бросают начатое и берутся за другое. Интровертированный тип обращен внутрь себя, общительность низкая, замкнутость, склонен к самоанализу и рефлексии; склонны к планированию своих действий, внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не говорит о низкой эмоциональной чувствительности. В зависимости от сочетания интроверсии и экстраверсии, нейротизма и стабильности, всех людей можно разделить на четыре группы:

1. Стабильный интроверт: спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный;

2. Невротичный интроверт: склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий;

3. Стабильный экстраверт: лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный;

4. Невротичный экстраверт: ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Позже Г. Айзенк ввел еще одну независимую – психотизм. Те, у кого сильно выражена такая черта: эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций [9].

В модели личности К.К. Платонова, которая названа динамической функциональной структурой личности, выделяют четыре подструктуры личности.

Основными являются:

1. Направленность личности,

2. Опыт,

3. Особенности психических процессов,

4. Биопсихические свойства.

В свою очередь каждая структура состоит из ряда компонентов. Направленность личности включает: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт: привычки, умения, навыки и знания. Особенности психических процессов включают ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности. Кроме того, на все подструктуры накладываются способности и характер. Все подструктуры отличаются между собой по степени представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования, а также соотнесением их с определенным уровнем психологического анализа [4].

И в отечественной, и в мировой науке существует разнообразие взглядов в вопросе структуры и типизации личности.

Личность данного исследования: девятиклассник, согласно возрастной периодизации (что соответствует 14 годам) – это подростковый возраст, так называемый пубертатный период. Это сложный период, когда личность подростка подвержена влиянию внешних и внутренних факторов. С точки зрения физиологии: полным ходом проходит половое созревание, неравномерное развитие и рост организма, что оказывает влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка: повышенная возбудимость, импульсивность, часто неосознанное половое влечение, и связанные с этим новые желания, потребности, интересы [1].

Это период, когда подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. «В психологическом развитии важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э.Эриксон), выражается в стремлении понять себя, свои возможности, особенности, как объединяющие подростка с другими группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подростка – в самоутверждении и общении со сверстниками» [3, С.474].

Д.Б. Эльконин считает, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростка. Согласно другой точке зрения, ведущей в данный период, является просоциальная деятельность, определяемая потребностью занять определенное место в жизни (Д.И. Фильдштейн) [1].

Важность изучения подросткового возраста продиктована тем, что, хотя подростки и стремятся быть самостоятельными, все же продолжают ждать от взрослых поддержки и защиты. Подобная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст опасным с точки зрения возникновения девиантного и делинквентного поведения (А.М. Прихожан) [1].

В качестве методов диагностики в исследовании выступает метод наблюдения, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» – проективная методика, целью которой является выявление индивидуально-типологических различий [7, С.128], а также методы описательной статистики и сравнительного анализа (данные подсчитаем в процентном соотношении и сравним с помощью критерия Угловое преобразование Фишера).

Исследование проводилось среди учащихся школы для одаренных детей, 9Д класс – в количестве 19 человек и 9Е класс – в количестве 17 человек (средний возраст – 14 лет.

Согласно гипотезе исследования, распространенность типа личности будет выше у типа «ученый», а самую меньшую выраженность получит контр-эмотивный тип.

Опишем основные типы, выделенные в методике:

1-й тип – «руководитель»: обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

2-й тип – «ответственный исполнитель»: обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

3-й тип – «тревожно-мнительный»: характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

4-й тип – «ученый»: эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

5-й тип – «интуитивный»: люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которыми стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

6-й тип – «изобретатель, конструктор, художник»: часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированны, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

7-й тип – «эмотивный»: обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

8-й тип – обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Проведение теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Каждому ребенку предлагается три листа бумаги размером 10х10, листы нумеруются и подписываются. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок человека из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты, на листе №2 – второй рисунок и на листе №3 – третий.

Далее проводится обработка данных. Подсчитывается количество затраченных треугольников, кругов и квадратов по каждому рисунку отдельно. Результат записывается в виде трехзначных чисел. Эти трехзначные числа составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение испытуемых к соответствующим типам.

Производим подсчет, данные заносим в таблицу.

Проанализируем таблицу с помощью диаграмм.

Сводные данные по соотношению выбираемых типов (по двум классам)

№ типа, его название

1-й рисунок

(дано природой)

2-й рисунок

(состояние сейчас)

3-й рисунок

(проекция на будущее)

Ч-к

%

Ч-к

%

Ч-к

%

Ч-к

%

Ч-к

%

Ч-к

%

1 – руководитель

5

26,3

3

17,6

1

5,3

5

29,4

3

15,8

5

29,4

2 – отв. исполнитель

5

26,3

6

35,3

2

10,5

1

5,9

2

10,5

3

17,6

3 – тревожно-мнит.

1

5,3

0

0

6

31,6

6

35,3

4

21

3

17,6

4 – ученый

4

21

4

23,5

5

26,3

3

17,6

5

26,3

2

11,7

5 – интуитивный

2

10,5

1

5,9

4

21

0

0

3

15,8

1

5,9

6 – изобретатель

1

5,3

3

17,6

1

5,3

1

5,9

0

0

3

17,6

7 – эмотивный

1

5,3

0

0

0

0

1

5,9

2

10,5

0

0

8 – контр-эмотивный

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

kaf4.tiff

Рис. 1

По 1-му рисунку (дано природой) самые высокие показатели у типов:

2 тип – «ответственный исполнитель» у двух классов (5 человек и 6 человек),

4 тип – «ученый» у двух классов (по 4 человека),

1 тип – «руководитель» только у 9Д класса (5 человек),

Средние показатели у типов: 1 тип – «руководитель» только у 9Е класса (3 человека), 6 тип – «изобретатель» только у 9Е класса (3 человека).

По 2-му рисунку (состояние сейчас) самые высокие показатели у типов:

3 тип – «тревожно-мнительный» у двух классов (по 6 человек),

4 тип – «ученый» только у 9Д класса (5 человек), 1 тип-«руководитель» только у 9Е класса (5 человек), 5 тип – «интуитивный» только у 9Д класса (4 человека),

Средние показатели у типов: 4 тип – «ученый» только у 9Е класса (3 человека).

По 3-му рисунку (проекция на будущее) самые высокие показатели у типов:

1 тип – «руководитель» только у 9Е класса (5 человек),

4 тип – «ученый» только у 9Д класса (5 человек),

3 тип – «тревожно-мнительный» только у 9Д класса (4 человека),

Средние показатели у типов: 1 – «руководитель» только у 9Д класса (3 человека), 2 – «ответственный исполнитель» только у 9Е класса (3 человека), 3 – «тревожно-мнительный» только у 9Е класса (3 человека), 5 – «интуитивный» только у 9Д класса (3 человека), 6 – «изобретатель» только у 9Е класса (3 человека).

Посмотрим на параметры «дано природой»:

kaf5.tiff

Рис. 2

kaf6.tiff

Рис. 3

kaf7.tiff

Рис. 4

Проранжируем типы в соответствии с востребованностью.

Самый высокий процент набирает тип «ответственный исполнитель» – 31 %; на втором месте типы «ученый» и «руководитель» по 22 %; далее следует тип «изобретатель» – 11 %; тип «интуитивный» набрал 8 %; по 3 % набрали «тревожно-мнительный» и «эмотивный».

Рассмотрим ситуацию по «состоянию сейчас» (рис. 5).

На первое место вышел «тревожно-мнительный» тип – 33 %,

Далее следует «ученый» – 22 %,

Следующий тип «руководитель» – 17 %,

«интуитивный» тип набрал 11 %,

Еще меньше «ответственный исполнитель» – всего 8 %,

«изобретатель» – 6 % и «эмотивный» – 3 %.

Предлагается посмотреть, что будет востребовано девятиклассниками в будущем (рис. 6).

kaf9.tiff

Рис. 5

kaf9.tiff

Рис. 6

Самый востребованный тип – «тревожно-мнительный» – 20 %, далее следует «руководитель» – 22 %, тип «ученый» набирает 19 %, «ответственный исполнитель» – 14 %, «интуитивный» – 11 %, «изобретатель» набрал всего 8 % и «эмотивный» тип – 6 %.

Итак, «тревожно-мнительный» тип формируется у детей двух классов (по 6 человек) предположительно из-за высокой степени нагрузки, причем от природы было не дано, а в проекции на будущее востребовано в меньшей степени;

«ученый» тип формируется в высоких показателях благодаря самой среде, в которой пребывают дети (только у детей 9Д класса (5 человек)), причем от природы дан в высоких показателях по обоим классам, в настоящем востребован одним классом 9Д, другим – в средней степени, в проекции на будущее – у 9Д высокий показатель, а у 9Е – ниже среднего; тип «руководитель» в высоких показателях только у 9Е класса (5 человек) – у детей формируется самореализация, что касается этого типа, то этот тип дан от природы в высоких значениях 9Д классу (5 человек), но в настоящем не востребован, в будущем же его хотят востребовать всего 3 человека, напротив с 9Е классом ситуация ровно противоположная – от природы дан троим, востребован сейчас 5 учениками, в будущем так же – 5 учениками (возможно это объясняется тем, что в 9Д классе один лидер, а в 9Е в классе существует несколько взаимодействующих подгрупп);

«интуитивный» тип только у 9Д класса (4 человека) – дети расширяют границы своих способностей.

Проверим гипотезу, которая звучит так: распространенность типа личности будет выше у типа «ученый», а самую меньшую распространенность получит контр-эмотивный тип.

Итак, тип «ученый» дан от природы в высоких значениях в двух классах (по 4 человека), на сегодня востребован высоко в одном классе – 9Д, в 9Е – в средних значениях (3 человека), а в проекции на будущее хотят видеть этот тип 5 человек – снова в 9Д классе, а в 9Е – в низких значениях – всего 2 человека.

Как и предполагалось самую меньшую распространенность получил тип, который обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу (контр-эмотивный).

Гипотеза о том, что распространенность типа личности будет выше у типа «ученый», а самую меньшую распространенность получит контр-эмотивный тип, подтверждена.

Интересно отметить, что в «состоянии сейчас» самую высокую распространенность получил «тревожно-мнительный» тип, что, возможно, связано с высокими требованиями и повышенной нагрузкой в образовательном процессе.

В дальнейшем полученные результаты будут проверены на согласованность выявленных типов личности старшеклассников и их профессиональных склонностей. Это позволит помочь подросткам сделать осознанный профессиональный выбор с учетом их индивидуальных особенностей, делая упор в выпускных классах на профильных предметах.


Библиографическая ссылка

Воеводкина Е.С., Бубновская О.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ШИОД, Г.ВЛАДИВОСТОК) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13283 (дата обращения: 19.03.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252