Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБ ДОУ № 172 Г. ВЛАДИВОСТОКА)

Быкова А.А. 1 Гимаева Р.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.: Педагогика. – (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология. – 1984. – 432 с.
2. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 2009. – 176 с.
3. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» третье издание. –СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж, 2008. – 304 c.
5. Тревожность у детей дошкольного возраста / [Электронный ресурс] / Малютка – сайт для родителей – 15.01.15 – Режим доступа: http://malutka.net/trevozhnost-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
6. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychological well-being at student’s age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. – С. 230-236.

В настоящее время увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. «Тревога определяется как одно из самых распространенных эмоциональных состояний, связанных, прежде всего, с чувством опасности, ощущением неопределенной угрозы, предчувствием грозящей беды» [2; С.109].

Актуальность темы исследования заключается в проблематике эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, их отношений со взрослыми и сверстниками и сохранением их здоровья, что связано прежде всего с тревожностью самого дошкольника.

Объектом исследования является тревожность, предметом – тревожность детей в старшем дошкольном возрасте. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста МБ ДОУ № 172 г. Владивостока. Выборка составила 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 6-7 лет.

«Дошкольное детство» – это определенный этап в развитии личности, время вхождения малыша в культуру, время активной социализации, а также развития его общения со сверстниками и взрослыми» [1; С.39].

Тревожные люди постоянно живут с ощущением постоянного беспричинного страха, который характеризуется, прежде всего, неопределенностью и расплывчатостью. Тревожность может выступать как один из механизмов появления невроза, ухудшения психофизического благополучия личности [6].

Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. «Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах» [4; С. 133].

Тревожные состояния на пятом году жизни представляют особую опасность: «в четыре года у девочек и мальчиков проявляются заострение нерешительности и робости, пугливости и боязливости, чувство вины, это говорит о пике эмоционального развития возраста. Чаще всего отмечается пассивность и несамостоятельность, тики и медлительность» [3; С. 75].

Повышение уровня тревожности дошкольников имеет основную причину – это нарушения в отношениях между родителями и сверстниками. Формирование детской тревожности может стать следствием недостаточно правильного или вообще неправильного воспитания детей. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5].

Для выявления гендерных особенностей тревожности у старших дошкольников были выбраны три методики – это детский тест тревожности здесь Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; методика «Рисунок человека» и методика «Кактус».

Все три методики проводились в один день, что позволило нам исключить влияние временных и ситуационных факторов на достоверность результатов исследования. Данные представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2, табл. 3).

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод, что у большей половины мальчиков (60 % по полу) средний уровень тревожности, также как и у большей половины девочек (58,4 % по полу). Процентное соотношение почти равно. Дошкольники со средним уровнем тревожности воспринимают неопределенные ситуации в положительном ключе, не содержат фактора эмоционально-дестабилизирующего. Скорее всего, причин для беспокойства нет.

Можно сделать вывод и по детям, обладающим высоким уровнем тревожности – это 3 мальчика (30 % по полу) и 1 девочка (8,3 % по полу). Во-первых, эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у мальчиков уровень тревожности выше нежели у девочек. Во-вторых, высокая тревожность может свидетельствовать о том, что у таких детей постоянно присутствует беспокоящий фактор. Иногда ребенок, возможно, не может справиться с возникшими жизненными трудностями. Таким детям необходима, как моральная, так и психологическая помощь, не только оказанная психологом, но прежде всего и родителями.

Как видно из табл. 2, у 11 девочек (91,7 % по полу) наблюдается в рисунке человека проявление одного или двух признаков тревожности, в отличие от мальчиков, у которых наблюдается другая тенденция в количестве признаков тревожности. У половины мальчиков – 5 человек (50 % по полу) в рисунках человека можно выделить один или два признака тревожности, а у второй половины – 5 человек (50 % по полу) можно выделить три или даже четыре признака тревожности. В итоге, по полученным результатам, можно сделать вывод, что у мальчиков уровень тревожности немного выше, чем у девочек.

Как видно из табл. 3, нами были обнаружены дети, у которых наблюдается один из четырех, выделенных нами, признаков тревожности – это 5 девочек (41,7 % по полу) и 1 мальчик (10 % по полу). Два признака – у 5 из 10 мальчиков (50 % по полу), а 3 из 4 признаков обнаружены только у 1 мальчика (10 % по полу). В итоге, по полученным результатам по третьему тесту, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, т.к. по результатам у 70 % мальчиков были выявлены от одного до трех признаков тревожности, а у девочек только в 51,7 % случая.

Таблица 1

Уровень тревожности по тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена

Всего детей по полу

Высокий ИТ

Средний ИТ

Низкий ИТ

Кол-во мальчиков

10

3

30 %

6

60 %

1

10 %

Кол-во девочек

12

1

8,3 %

7

58,4 %

4

33,3 %

Всего:

22

4

18,2 %

13

59,1 %

5

22,7 %

* ИТ – индекс тревожности.

Таблица 2

Количество признаков тревожности по рисуночному тесту «Человек»

Всего детей по полу

1 признак

2 признака

3 признака

4 признака

Кол-во мальчиков

10

3

30 %

2

20 %

4

40 %

1

10 %

Кол-во девочек

12

5

41,7 %

6

50 %

1

8,3 %

0

0 %

Всего:

22

8

36,4 %

8

36,4 %

5

22,7 %

1

4,5 %

Таблица 3

Количество признаков тревожности по рисуночному тесту «Кактус»

Всего детей по полу

0 признаков

1 признак

2 признака

3 признака

Кол-во мальчиков

10

3

30 %

1

10 %

5

50 %

1

10 %

Кол-во девочек

12

7

58,3 %

5

41,7 %

0

0 %

0

0 %

Всего:

22

11

50 %

9

41 %

1

4,5 %

1

4,5 %

По результатам всех трех тестов, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, так как по результатам трех тестов в 70-80 % случаев у мальчиков уровень тревожности значительно выше, чем у девочек.

В психологии изучение гендерных аспектов тревожности занимает важное место. Как упоминалось выше, уровень тревожности, а также интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. По результатам, проведенных нами методик, можно сказать, что уровень тревожности в старшем дошкольном возрасте зависит от пола – уровень тревожности несколько выше у мальчиков, чем у девочек, а, следовательно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенного нами исследования.


Библиографическая ссылка

Быкова А.А., Гимаева Р.М. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБ ДОУ № 172 Г. ВЛАДИВОСТОКА) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13281 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252