Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Скобочкин В.И. 1
1 Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 188 с.
2. Ковалев А.Г. Направленность личности // Общая психология /Под ред. В.В. Богоявленского и др. – М.: Просвещение, 1981.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
4. Платонов К.К. Психология. – М.: Просвещение, 1964.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 592 с.

Подготовка будущих офицеров-штурманов в условиях возрастающих требований к военно-профессиональной деятельности невозможна без систематической и целенаправленной работы по развитию у них военно-профессиональной направленности, позитивной мотивации к будущей профессии, формирования профессионально значимых качеств личности.

Направленность личности – это сложное и многоплановое свойство, которое включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.

К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как «совокупность динамических тенденций, выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек» [5].

Следует отметить, что в психологии до сих пор нет общепринятого определения понятия «направленность». Оно определяется как совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей [4]; как целостная система установок, ценностных ориентаций личности, ее жизненная позиция [1]; как система побуждений, определяющих избирательность отношений и активности человека [2]; как система доминирующих мотивов личности, определяющих ее отношение к действительности [3]. Несмотря на такое разночтение понятия «направленность», можно заключить, что именно она определяет стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.

С понятием общей направленности личности связано понятие «военно-профессиональная направленность», под которым мы понимаем избирательное отношение к профессии военного, ответственное отношение будущего офицера к своим служебным обязанностям.

В рамках военно-профессиональной направленности следует различать направленность на военную службу в целом и направленность на деятельность по конкретной военной специальности.

Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности офицера и её роль в формировании и развитии профессионально значимых свойств личности офицера трудно переоценить. Она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные намерения и ожидания, склонности и способности к летному труду.

Призвание следует рассматривать, как способность человека полностью отдаваться деятельности в рамках своей профессии. В нем отражается персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель профессиональной деятельности. Призвание к профессии опирается не только на понимание значимости военной профессии, но и осознание своих возможностей овладеть ею, оценку своих потенциальных способностей, наконец, на понимание своего предназначения.

Задумываясь о выборе будущей профессии, важно правильно определить для себя жизненные роли и расставить приоритеты, поставить значимую цель профессионального развития, разработать пути ее достижения. Выбор профессии является одним из наиболее важных жизненных выборов, требующих особой серьёзности, решительности и ответственности в осуществлении своей мечты, своего предназначения. Осознание воинского долга, чувство коллективизма побуждают проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу, а потребность в познании и интерес к военному делу вызывают стремление совершенствовать свое военное искусство

В процессе службы военнослужащие ставят перед собой разные цели, по-разному относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и др.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др. В то же время, действуя в соответствии со своей основной жизненной направленностью, каждый военнослужащий руководствуется разными мотивами.

Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.

Личностные интересы имеют существенное значение в жизни воина. Они являются наиболее важными стимулами расширения кругозора, приобретения военных и политических знаний, повышения познавательной активности воина, стремления овладеть военным делом. Кроме того личностные интересы служат одним из важнейших условий творческого отношения к военной специальности.

Интересы курсантов весьма разнообразны, их можно классифицировать по ряду признаков. Так, в зависимости от интереса к содержанию, объектам, предметам или сферам деятельности выделяют общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы. По объему (широте) интересы могут быть широкими и узкими. По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из военнослужащих с устойчивыми военно-профессиональными интересами легче подготовить классных специалистов, мастеров своего дела, чем из людей с противоположными интересами, которые требуют к себе большего внимания воспитателей.

Действенность интересов у курсантов также весьма различна. У одних образовавшиеся интересы проявляются слабо и быстро исчезают, у других же они обладают большой побудительной силой. Поэтому офицеру необходимо различать стадии развития интереса у конкретного военнослужащего – от временного, эпизодического состояния данного свойства как ситуативного мотива до военно-профессионального интереса как устойчивого побуждения, определяющего военно-профессиональную направленность военнослужащего.

Адекватность сопоставления своих личных возможностей и наклонностей с требованиями и содержанием воинской деятельности определяется сознательностью личности военного, устойчивостью его направленности, постоянством профессиональных устремлений. Действенность направленности определяется активностью желаний и стремлений будущего офицера, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

Военно-профессиональная направленность формируется и развивается в процессе подготовки будущих офицеров, основные компоненты которой направлены на формирование и развитие:

• военно-профессиональной мотивации, высоких моральных качеств, соответствующих потребностей, целей, интересов, установок на военную службу;

• военно-профессиональных знаний, навыков, умений и положительных привычек;

• профессионально-важных психических процессов, необходимых в ходе летного труда;

• эмоционально-волевой устойчивости;

• выдержки, дисциплинированности, стойкости, способности беспрекословно подчиняться командирам и начальникам;

• хорошей физической подготовки.

В заключение хотелось бы отметить, что подготовка курсантов к военно-профессиональной деятельности не ограничивается формированием системы знаний, умений и навыков, необходимых профессионально значимых и важных качеств, а ставит задачу постоянного накопления опыта самостоятельного, творческого решения военно-профессиональных задач, постоянного повышения уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития. При этом одним из наиболее значимых направлений в воспитании будущего офицера следует признать формирование и развитие устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности.


Библиографическая ссылка

Скобочкин В.И. РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13262 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252