Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АГРАРНЫХ ЛИЦЕЕВ

Богачева О.С. 1 Писаренко Г.Н. 1 Поляков А.В. 1
1 Харьковский национальный медицинский университет
1. Коробчанський В.О. Гігієнічна психодіагностика донозологічних станів у підлітковому та юнацькому віці: посібник для докторантів, аспірантів, пошукачів та лікарів. – Харків: Контраст, 2005. – 192 с.
2. Полька Н.С. Актуальні проблеми психогігієни дітей і підлітків: шляхи та перспективи їх вирішення / Н.С. Полька, І.В. Сергета // Журнал НАМН України. – 2012. – Т. 18, №2. – С. 223-236.
3. Дзулаева И.Ю. Гигиеническая оценка роли условий обучения и воспитания в учреждениях начального профессионального образования и образа жизни в формировании здоровья подростков: автореферат дис. … канд. мед. наук: спец.14.02.01 – гигиена. – М., 2012. – С. 24.
4. Сердюк А.М. Психогигиена детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями: монография / А.М. Сердюк, Н.С. Полька, И.В. Сергета. – Винница: Нова Книга, 2012. – 336 с.
5. Сергета І.В. Сучасні підходи до здійснення комплексної оцінки стану здоров’я дітей, підлітків та молоді в ході проведення гігієнічних досліджень / І.В. Сергета, К.А. Зайцева, Н.І. Осадчук, Д.П. Сергета // Biomedical and Biosocial Antropology. – Вінниця: ВНМУ ім. М.І. Пирогова, 2009. – №13. – С. 15-18.
6. Артеменков А.А. Тип психофизической дезадаптации как критерий донозологической диагностики здоровья населения // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 4 (229). – С. 38-40.
7. Психодіагностичний опитувальник старшокласника як метод оцінки донозологічних психічних станів у підлітків: Інформаційний лист / В.О. Коробчанський, Т.Ю. Проскуріна, О.В. Подаваленко [та ін.]. – Київ, 2005. – 4 с.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подвергающихся высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для подростков школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) – не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, то есть результат адаптации или дизадаптации к условиям существования [1,2].

Общеизвестен и тот факт, что переход подростков из общеобразовательной школы в образовательные учреждения профессионально-технического образования сопровождается изменением привычного для них режима дня, в первую очередь, режима учебных занятий, увеличением общей и учебной нагрузки, принципиальным изменением характера деятельности (увеличивается доля физического труда и возникают предпосылки контакта с неблагоприятными факторами производственной среды) [3].

Основной тенденцией современности является значительный рост донозологических психических расстройств. Они представляют довольно большую группу болезненных нарушений, объединенных общими признаками: преобладанием невротического уровня психопатологических нарушений, взаимосвязью психических расстройств с вегетативными дисфункциями и соматическими проявлениями, ведущей ролью психогенных факторов в их развитии, зависимостью болезненных расстройств от личностных свойств индивидуума [4].

В нынешних условиях реформирования системы оказания медицинской помощи и, в частности, в ходе ее перевода на принципы семейной медицины, дополнительного изучения требуют вопросы, связанные с совершенствованием системы донозологической диагностики, первичной и вторичной профилактики, а также коррекции функциональных изменений со стороны различных органов и систем организма. Не менее важным остается вопрос, заключающийся в отсутствии эффективных средств вмешательства в течение патологического процесса еще на донозологическом этапе, отсутствие возможности четкого определения момента перехода предпатологических состояний непосредственно в болезнь [5,6]. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью донозологической психодиагностики психических состояний, предшествующих астении, депрессии и ипохондрии у подростков – учащихся профессиональных аграрных лицеев.

В данном исследовании принимали участие подростки 15-18 лет, которые в течении 3 лет обучения осваивают специальности: «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» (1 курс), «тракторист – машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства» (2 курс), «водитель автотранспортных средств» (3 курс) на базе Одноробовского профессионального аграрного лицея (Харьковская область, Украина).

missing image file

Сравнительная характеристика психических состояний подростков, осваивающих аграрные специальности на базе Одноробовского профессионального аграрного лицея (P%± m%)

Целью данного эксперимента было изучение распространенности среди изучаемого контингента донозологических психических состояний с помощью «психодиагностического опросника старшеклассника» [7]. Ответы на вопросы теста обрабатывались с помощью специального ключа. Сумма набранных баллов по отдельным шкалам опросника позволила сделать вывод о наличии или отсутствии наиболее распространенных состояний психической дизадаптации, которые предшествуют астении, депрессии и ипохондрии.

Так, проявления астении наблюдались у 13,6±7,31%, 17,2±7,00% и 5,4±3,53% 1, 2 и 3 курсов соответственно (Р>0,05). Довольно высокие значения (31,8±9,93%, 24,1±7,94%, 27±6,93%) имели и показатели – предвестники депрессивных состояний (Р>0,05). Значительно меньший процент (10,8%±4,85) относительно 1 и 2 курсов (31,8±9,93% и 34,5±8,83%, соответственно) был у 3 курса по показателю ипохондрии (Р>0,05). Сочетания данных состояний наблюдались в 18,2±8,23%, 17,2±7,01% и 2,7±2,53% соответственно (Р<0,05) (рисунок).

Выводы

1. Изучение проблемы донозологических психических расстройств для подростков- учащихся профессиональных аграрных лицеев, представляется актуальным как в теоретическом и практическом, так и социальном плане.

2. В результате проведенного исследования выявлено, что у подростков 1 и 2 курсов существенно больше было лиц с предвестниками астении, ипохондрических и сочетанных состояний, что свидетельствует о сложности процесса психологической адаптации, которой подвергаются дети при данных условиях и характере обучения.


Библиографическая ссылка

Богачева О.С., Писаренко Г.Н., Поляков А.В. ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АГРАРНЫХ ЛИЦЕЕВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13069 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674