Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ»

Евстигнеева Ю.В. 1 Евстигнеева Н.А. 1
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс»: офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110982/?frame=1 (дата обращения: 07.01.2015).
2. Евстигнеева Н.А. Интернет-тестирование как активная форма оценки качества освоения учебного материала / Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 67-71.
3. Евстигнеева Н.А. Использование системы «Интернет-тренажеры в сфере образования» для объективной оценки знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность в техносфере. 2013. № 2 (41). С. 77-79.
4. Евстигнеева Н.А. Опыт проведения тестирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с использованием системы «Интернет-тренажёры в сфере образования» // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-2. С. 18-22.
5. Каменев В.В., Полежаев В.Д., Полежаева Л.Н., Уманский Л.Е. Система интернет-тестирования студентов Scientia// Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2013. № 14. С. 16-21.
6. Евстигнеева Н.А. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов первого курса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: опыт кафедры техносферной безопасности МАДИ// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1. С. 23-28.
7. Евстигнеева Н.А. Применение интернет-тестирования для текущего контроля знаний// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 123-124.
8. Евстигнеева Н.А. Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник КГЭУ. 2014. № 22. С. 316-323.
9. Евстигнеева Н.А. Методы очистки атмосферного воздуха от загрязнителей (паро- и газообразных): методические указания к лабораторной работе по курсу «БЖД». 2-е изд., перераб., доп. и испр. М.: МАДИ(ГТУ), 2009. 36 с.
10. Правила создания тестов на сайте http://scientia-test.ru [Электронный ресурс]. URL: http://scientia-test.ru/information/ (дата обращения: 07.01.2015).

Введение. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [1] предусматривает развитие системы оценки качества образования на базе широкого внедрения новых информационных и коммуникационных технологий. С 11.11.2009 г. обязательное компьютерное тестирование обучающихся в рамках процедуры государственной аккредитации российских вузов проводится только в режиме online [2]. С целью оказания помощи образовательным учреждениям в проведении внешней независимой оценки результатов обучения студентов в рамках требований государственных образовательных стандартов Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (НИИ МКО) разработал систему «Интернет-тренажёры в сфере образования». Однако выполненное изучение контрольных измерительных материалов по общепрофессиональной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД) (дисциплина БЖД включена в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основных образовательных программ всех направлений бакалавриата и специалитета), разработанных НИИ МКО, показало нецелесообразность их широкого применения как для аккредитационного тестирования, так и для учебного процесса [3, 4].

С сентября 2012 г. в МАДИ запущена собственная система интернет-тестирования Scientia [5], позволяющая преподавателям вуза самостоятельно:

– создавать собственные контрольные измерительные материалы в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин (модулей);

– организовывать и проводить тестирование;

– получать автоматически обработанные результаты.

Работа в системе Scientia (создание теста, его редактирование, организация и проведение тестирования, просмотр результатов) возможна в любое время и в любой точке доступа к сети Интернет. Необходимым условием является постоянное подключение персонального компьютера (далее – ПК)/рабочих мест компьютерного класса к сети Интернет и наличие на ПК одного из браузеров: Google Chrome (версия 6 и выше), Mozilla Firefox (версии 3.6 и выше) или Opera (версия 10.6 и выше).

Имеющийся двухлетний опыт кафедры техносферной безопасности МАДИ (далее – кафедры ТБ) в части применения системы Scientia в образовательном процессе позволил выявить преимущества проведения тестирования в режиме online как формы контроля знаний [2, 6 – 8]. На данный момент кафедра ТБ текущий (по разделам) и итоговый контроль по дисциплине «БЖД» проводит в системе Scientia (режим online). Тестирование перед допуском к проведению практических работ в лаборатории БЖД, а также аттестация по выполненным работам осуществляется в режиме offline в программном комплексе ADSoft Tester, установленном только на компьютерах учебного класса кафедры. В ближайших планах кафедры ТБ – перевод разработанных ранее и используемых в настоящее время контрольных измерительных материалов к лабораторным работам по курсу «БЖД» в формат системы Scientia.

Целью работы являлся перевод контрольного теста на знание основных методов и средств очистки воздушной среды от загрязняющих веществ в формат системы Scientia.

Материалы и методы. Перевод контрольного теста с его незначительной коррекцией проводился при использовании следующих материалов:

– методических указаний к лабораторной работе по курсу БЖД [9];

– тестовых заданий, разработанных ранее и используемых в комплексе ADSoft Tester;

– правил создания тестов на сайте http://scientia-test.ru [10].

Скорректированные тестовые задания первоначально вносились в шаблон таблицы редактора Microsoft Excel 2013. Это позволит в дальнейшем распечатать их на бумажном носителе для утверждения на заседании кафедры ТБ. Далее xlxs-файл сохранялся через OpenOffice (в csv-формате) и импортировался в систему Scientia.

Результаты. В ходе выполнения работы была проведена небольшая коррекция разработанных ранее и используемых в комплексе ADSoft Tester тестовых заданий. Тест, импортированный авторами в систему Scientia, содержит 61 тестовое задание двух типов: «одиночный выбор» и «множественный выбор». Запланировано предъявление обучающемуся 20 заданий, случайным образом определяемых интернет-системой; время выполнения теста ограничено 30 мин.

Заключение. Представленная работа выполнена в рамках реализации решения кафедры ТБ МАДИ о полном переходе на интернет-тестирование для контроля и оценки знаний по дисциплине БЖД. В весеннем семестре 2014/2015 уч. г. тест «Эффективность средств защиты воздушной среды» будет использован в образовательном процессе по кафедре ТБ. При этом проведение тестирования станет возможным не только в интернет-классе кафедры ТБ, но и в интернет-классах отдела информационно-технических средств обучения МАДИ.


Библиографическая ссылка

Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=12886 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074