Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Легконогова А.С. 1 Барабошкина О.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (филиал)
1. Гатауллина С.Ю., Гуркова А.А. Разработка кластеров как основа концепции развития туризма в приморском крае // Человек. Природа. Общество. – 2013. – № 2.
2. Левченко Т.П., Кулян К.К., Кулян М.К. Все о туризме: туристическая библиотека // Вестник СГУТиКД. – 2012. – №2 (20). – С. 67-72. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций. – URL:http://tourlib.net/statti_tourism/levchenko2.htm (дата обращения: 16.11.2014 г.).
3. Официальный сайт Артемовского городского округа. Туризм. Создания условий для развития туризма в Артемовском городском округе. – URL: http://www.artemokrug.ru/turizm_AGO/ (дата обращения 12.12.2014 г.)
4. Хабаровский край – территорий открытий. Основные задачи, направления деятельности и показатели развития туризма Хабаровского края по итогам 2013 года. – URL:http://travel.khv.ru/pages/93 (дата обращения 23.11.2014 г.).
5. Коммерсант.ru. Дальний восток. Хабаровск Туристический кластер «Амур» даст Приамурью 4,4 млрд руб. налогов к 2020 году. – URL:http://www.kommersant.ru/doc/2634443 (дата обращения 23.11.2014 г.).

Туристский кластер играет важную роль в развитии муниципальных образований, решая социальные проблемы, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения. Сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами является одним из важных механизмов оживления экономики [1]. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления дополнительных налоговых поступлений.

Необходимость поддержания и развития туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития туристской сферы, активно разрабатываемых как на национальном, так и региональном уровнях управления [2]. Так Стратегией социально-экономического развития Приморского края в числе прочего установлены и приоритетные направления развития туристского кластера.

Среди муниципальных образований Приморского края особое место отведено Артемовскому городскому округу (АГО), как центру туристско-рекреационного обслуживания международного значения. В связи с этим, разработаны мероприятия по организации рекреационных зон на основе лесов округа.

Для развития туризма в Артемовском городском округе существуют все необходимые предпосылки:

1. выгодное географическое положение и транспортная доступность, обусловленная наличием трех транспортных путей – воздушного, железнодорожного и автомобильного.

2. существование относительно подходящей туристской инфраструктуры (гостиницы, базы отдыха различной ведомственной принадлежности, объекты спорта и культуры).

3. наличие образовательных учреждений высшего профессионального образования по подготовке специалистов в сфере туризма и гостеприимства.

4. наличие уникальных туристических ресурсов, главным из которых является морское побережье с пляжами и живописными скалистыми берегами. Уже сегодня эта территория привлекает в сезон тысячи отдыхающих.

5. на территории округа проходят важные события в области культуры, организуются спортивные мероприятия различных уровней [3].

Эффективное использование имеющегося потенциала возможно только при условии системного и комплексного подхода к решению проблем, сдерживающих развитие туризма, представленных в таблице 1.

Примером осуществления внедрения туристского кластера в Российской Федерации является Хабаровский край. Так, интересы туристского бизнес-сообщества представляют три общественных объединения: НП «Дальневосточное региональное сообщество туриндустрии», НП «Хабаровская ассоциация отельеров», НП «Хабаровская краевая ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков». В 2013 году общий туристский поток края (въезд, выезд, внутренний туризм) составил 715,6 тыс. человек. Въезд иностранных туристов возрос на 4,9 % и составил 17,5 тыс. человек. В бюджет края от предприятий туристского сектора путем создания туристского кластера поступило на 6% больше налоговых платежей [4]. Фактический вклад туризма в экономику края многократно превышает ожидаемые результаты, так как в процесс обслуживания российских и зарубежных посетителей активно вовлечены: транспортные перевозчики; предприятия гостиничного хозяйства, общественного питания и торговли; объекты спорта, культуры и туристского показа, рекламные агентства, страховые компании, производители сувенирной продукции и многие другие предприятия сферы услуг.

Также примером является Амурская область, где разработана стратегия развития нового туристического кластера «Амур», который позволит увеличить налоговые доходы бюджета Амурской области до 4,4 млрд руб., вклад туротрасли в валовый региональный продукт составит около 30 млрд руб., будет создано 1,2-1,3 тысяч дополнительных рабочих мест [5].

Таким образом, для Артемовского городского округа, как для муниципального образования, имеющего ряд позитивных факторов и преимуществ, позволяющих говорить о достаточно высоком потенциале для развития сферы туризма, были выявлены проблемы, сдерживающие развитие туристического кластера. Данные факторы препятствуют созданию конкурентоспособного туристского продукта, сдерживая при этом интенсивное развитие смежных и сопутствующих отраслей экономики. Для эффективного использования человеческих, информационных, материальных и иных имеющихся ресурсов с учетом сложившегося рынка труда и задач социально-экономического развития туристической индустрии муниципального образования нужны более глубокие исследования, которые будут осуществлены в дальнейшем автором.

Таблица 1

Проблемы, сдерживающие развитие туризма в АГО

Проблема

Характеристика

Возможные пути решения

Отсутствие надежной, оперативной информационной базы

Слабое использование информационного ресурса, позволяющего своевременно, качественно и в полном объеме осведомлять о имеющихся на территории муниципального образования объектов туристской индустрии

- проведение более активной информационной политики через местные СМИ (радио, телевидение, печатные издания);

- информирование туристского продукта на региональном уровне путем создания интернет сайта;

- размещения информации о популярных местах отдыха в социальных сетях.

Невысокое качество обслуживания

Неприспособленность различных секторов туристской индустрии к международным стандартам обслуживания

- реформация всего списка наименований предлагаемых услуг на двух языках;

- подготовка квалифицированных кадров в ВУЗах города.

Недостаточное использование местного природного наследия

Большие площади неосвоенных территорий для развития туристского кластера

- адаптация уже имеющихся объектов туристической индустрии к действующим стандартам в области предоставления туристских услуг;

- разработка мероприятий с привлечением администрации, общественности и учебных заведений с целью формирования проектов по созданию мест отдыха для жителей и гостей округа

Отсутствие значительных инвестиций в объекты туристского комплекса

Недостаточная государственная и муниципальная поддержка, а также неэффективная деятельность по привлечению частного капитала

- активизация финансирования туристского кластера путем создания бизнес-проектов с целью привлечения заемного капитала;

- проведение конференций на базе учебных заведений в кооперировании с субъектами туристского бизнеса и администрации муниципального образования.

Слабое имиджевое продвижение АГО как привлекательного туристического центра

Муниципальное образование не рассматривается как привлекательный туристский центр потенциальными туристами

Активизация маркетинговых мер в области проведения исследований:

- анкетирование населения округа и прилегающих территорий с целью выявления наиболее слабых сторон сдерживающих развитие туризма и существующих потребностей в туристических услугах;

- создание бренда в области реализации туристических услуг на территории муниципального образования.


Библиографическая ссылка

Легконогова А.С., Барабошкина О.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12658 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674