Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРАКТИКЕ

Бондарев Н.С. 1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ
1. Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ (ред. от 23.07. 2013) “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации”. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150300/ (дата обращения: 16.12.2014).
2. В ООН предсказали «почти нулевой рост» экономики России в 2015 году. [Электронный ресурс] // РБК. – URL: http://top.rbc.ru/economics/11/12/2014/548939902ae5965fe175a999 (дата обращения: 17.12.2014).
3. Правительство зафиксировало профицит бюджета до сентября 2014 года. [Электронный ресурс] // РБК. – URL: http://top.rbc.ru/economics/11/12/2014/54896d202ae596c52ef5bd0f (дата обращения: 16.12.2014).
4. Экономисты китайского ЦБ предсказали замедление роста ВВП страны в 2015 году. [Электронный ресурс] // Интерфакс. – URL: http://www.interfax.ru/business/413026 (дата обращения: 16.12.2014).

В основе построения бюджетной системы государства лежат принципы. От латинского principium – начало, основа, следовательно, в основе построения всей бюджетной системы лежат некие начала, руководящие положения, установки. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации (далее – БС РФ) основана на 13 принципах.

Каким же образом данный перечень принципов реализуется на практике? Каждый ли из них исполняется в полном объеме? Рассмотрим один из принципов, реализация которого на практике осуществляется со значительным числом нарушений.

Так, принцип сбалансированности бюджета в соответствии со ст. 33 БК РФ означает, что “объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета”.

Исходя из ряда мнений экономистов по поводу финансовой политики государства, бюджет не должен быть ни дефицитным ни профицитным – как первое, так и второе положения нежелательны. Ситуация дефицита ведет к необходимости поиска новых финансовых ресурсов, что в конечном итоге прямо или косвенно негативно отражается на социальной сфере общества, обратная же – профицит – говорит о недоиспользовании имеющихся финансовых ресурсах, т.е., имея возможность вложить свободные денежные средства и получить от них отдачу, органы государственной власти (далее – ОГВ) или органы местного самоуправления (далее – ОМСУ), осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов, теряют такую возможность. Так как же принцип сбалансированности реализуется на практике? Исходя из ФЗ от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», федеральный бюджет был утвержден с прогнозным профицитом для 2014 года и дефицитом для 2015 и 2016 годов. Что касается профицита бюджета, то в БК РФ существовала глава 12, определяющая профицит бюджета, а именно порядок его использования. БК РФ предписывал сокращать профицит, если таковой имелся, путем увеличения расходов или сокращения налоговых доходов, а также некоторыми иными, указанными в законе, методами. Однако данная глава была исключена [1]. Получается, законодательно с профицитным состоянием бюджета перестали бороться.

Премьер-министр РФ, подводя итоги по исполнению федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года, заявил о профиците в 2% ВВП, рекомендуя правительству сохранить такую стабильность и в дальнейшем [3]. Также министр финансов Силуанов А.Г. неоднократно заявлял о профиците федерального бюджета как о хорошей ситуации в экономике страны. Однако весьма трудно согласиться с такой экономической политикой государства по планированию и исполнению бюджета с профицитом, поскольку при необходимости инвестиций в развитие производства, науки, инноваций, недопотраченные или сэкономленные бюджетные средства способны в будущем принести как прямые, так и косвенные выгоды, однако, как мы видим, профицитные средства откладываются на укрепление запаса прочности. Беря в сравнение страну с близкой идеологией, что особо важно, стоит отметить, что умеренный дефицит бюджета Китая в 1,6% ВВП по итогам 2012 года не помешал росту экономики страны в этом периоде, более того, на 2015 год план Госсовета КНР рассматривает рост экономики на 7,5% [4]. Рост же российской экономики в 2015 году ожидается практически нулевой [2]. Так все-таки может стоит задуматься о вложении имеющихся профицитных средств в собственные активы?

Стремление ОГВ к профициту федерального бюджета является весьма спорным направлением финансовой политики РФ: с одной стороны, как уже было сказано, деньги пролеживают, с другой – формируется некая уверенность в завтрашнем дне. Однако это все находит противоречие в законодательном закреплении принципа сбалансированности бюджета, поскольку в законе речь идет о соответствии объема расходов бюджета объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, т.е. как о таковой возможности профицита не упоминается, а мы в некоторые года получаем профицит федерального бюджета, т.е. излишки средств в бюджете.

Таким образом, анализируя практическое значение данного принципа, замечаем, что его реализация осуществляется с некоторыми нарушениями. В большей степени речь идет о перенаправлении государственной политики в сфере формирования доходов и расходов бюджета, как частное – федерального бюджета. Если раньше долгое время считалось, что с профицитом бюджетов нужно бороться, то сейчас же политический и, соответственно, экономический курс развития государства задан в другом направлении. Для более эффективного функционирования рассматриваемого принципа БС РФ требуется как законодательная доработка, так и более качественный контроль надзорных органов за его исполнением. Бюджетная система РФ базируется еще на 12 принципах, часть из которых реализуется в большем объеме, чем рассмотренный: принцип единства бюджетной системы РФ, самостоятельности бюджетов, подведомственности расходов бюджетов, принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, единства кассы и т.д. Когда-то Роберт Сарнофф – американский бизнесмен – написал, что “государственные финансы – это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут”. Так вот, чтобы деньги не “исчезали”, а приносили пользу, необходимо не только четкое совершенное законодательство, контроль за деятельность тех или иных органов, но и внутреннее желание каждого ответственного лица, каждого гражданина, каждого человека нести пользу той стране, в которой он живет.


Библиографическая ссылка

Бондарев Н.С. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРАКТИКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12608 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674