Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Лесничая Л.А. 1 Иванов А.В. 1
1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н., Фурсова Т.Н. Анализ мнения потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования. – URL: http://www.mma.ru/articles/69287/
2. Иванов А.В. Научное обоснование совершенствования системы информационного обеспечения медицинских сестер. – URL:http://www.dissercat.com/content/nauchnoe-obosnovanie-sovershenst vovaniya-sistemy-informatsionnogo-obespecheniya-meditsinskik.
3. Накопительная система дополнительного профессионального образования как элемент профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский базовый медицинский колледж». – URL: ibmk-irk.ru/
4. Накопительная система повышения квалификации. Пояснительная записка. – URL: www.medsestre.ru/
5. Положение о накопительной системе повышения квалификации сестринского персонала Омской области. – URL: www.opsa.info
6. Положение о накопительной системе учёта часов повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием. ГАОУ СПО АО «Архангельский медицинский колледж». – URL: arhmedcolledg.ru
7. Положение о повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием Республики Марий Эл по накопительной системе. – URL: edu.mari.ru/prof/imk/
8. Порох Л.И. К вопросу о развитии института повышения квалификации среднего медицинского персонала: материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников. Ч. 1. – Екатеринбург, 2009. – 392 с.

Качество оказываемой медицинской помощи

не может быть выше уровня полученного образования.

Международное заявление о подготовке медицинских кадров, 1989 г.

За последние годы в сестринском деле произошли значительные перемены: разрушен стереотип о медицинской сестре только как о помощнике врача; внедряются новые сестринские технологии в практическое здравоохранение; разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт, предусматривающий многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела; утверждена номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала; внедрена сертификация специалистов сестринского дела; созданы и активно работают профессиональные ассоциации.

Внедрение накопительной системы повышения квалификации позволит найти некую золотую середину в решении вопроса о реформе дополнительного образования медицинских работников.

Накопительная система повышения квалификации представляет собой целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний специалистов, со средним медицинским образованием.

Накопительная система повышения квалификации является одной из форм существующей системы дополнительного профессионального образования, предполагает добровольный выбор специалистом данной формы, отвечает образовательным потребностям в сфере профессиональной деятельности специалиста, запросам рынка труда.

Основная цель накопительной системы повышения квалификации заключается в оптимизации качества профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

Задачами накопительной системы повышения квалификации являются:

− формирование соответствия профессиональных компетенций специалистов требованиям рынка труда;

− удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни;

− повышение мотивации и личной ответственности работников за своевременное совершенствование своих знаний и практических навыков для более качественного выполнения профессиональных функций и должностных обязанностей;

− совершенствование деловой квалификации, подготовка к выполнению новых задач профессиональной деятельности.

Накопительная система повышения квалификации предоставляет наиболее активной части специалистов сестринского дела право выбора индивидуальной образовательной траектории и обеспечивает обязательной информационной базой для поддержания должного уровня компетенции. При этом накопительная система повышения квалификации не исключает получение последипломного образования в виде традиционного, циклового обучения и является альтернативной, дополнительной формой, направленной на расширение профессиональных возможностей специалистов, дает право выбора способа повышения квалификации и профессиональной компетентности.

К настоящему времени система последипломного образования средних медицинских работников сохранила строго регламентированную систему циклов повышения квалификации. Утвержденный перечень программ повышения квалификации (ПК), жестко связанный с перечнем квалификационных специальностей, определяет объем и содержание тематики образовательных программ

Порядок организации и прохождения накопительной системе повышения квалификации ведётся в соответствии с государственными образовательными стандартами последипломной подготовки по специальностям циклов усовершенствования.

Основными компонентами накопительной системы являются обязательные и вариативные часы обучения, которые в сумме должны составлять не менее 144 часов учебного времени, что соответствует имеющимся утвержденным образовательным программам.

Накопительная система повышения квалификации не используется при прохождении первичной специализации.

Обязательные часы (не менее 72 часов) специалист со средним медицинским образованием прослушивает очно на отделениях дополнительного профессионального образования (ДПО), в учебных планах которых определены следующие разделы, обязательные для изучения:

• правовое обеспечение профессиональной деятельности

• психологические аспекты профессиональной деятельности

• этика

• современные сестринские технологии

• медицина катастроф

• неотложная помощь

• дисциплины специальности.

Специалист, выбравший для себя накопительную систему учёта часов повышения квалификации, имеет право самостоятельно определять образовательные мероприятия для набора вариативных часов.

К видам и формам повышения квалификации в рамках накопительной системы относятся:

• участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в научно-практических конференциях различного уровня (местный, региональный, окружной, федеральный, международный), тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста – кодом специальности, функциональными обязанностями;

• участие специалиста (в качестве докладчика, слушателя) в семинарах различного уровня, тематика которых соотносится со спецификой профессиональной деятельности специалиста – кодом специальности, функциональными обязанностями;

• разработка методических пособий и рекомендаций, тематика которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста – коду специальности, функциональным обязанностям;

• участие специалиста в инновационных проектах по совершенствованию сестринской помощи, разработке профессиональных стандартов, направление которых отвечает специфике профессиональной деятельности специалиста;

• участие специалиста в профессиональных конкурсах, конкурсах научных работ на различных уровнях;

• публикация статей, соответствующих специфике профессиональной деятельности;

• участие специалиста в научно-исследовательской деятельности;

• прохождение специалистом дистанционных образовательных программ, соответствующих специфике профессиональной деятельности;

• прохождение специалистом тематических циклов усовершенствования в учреждениях дополнительного профессионального (медицинского и фармацевтического) образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы на базе среднего профессионального образования;

• прохождение специалистом стажировки в ведущих российских и зарубежных клиниках;

Каждое отделение ДПО разрабатывает и принимает свое «Положение о накопительной системе повышения квалификации средних медицинских работников», определяя свои образовательные мероприятия, рекомендуемые для набора вариативных часов, систему их оценки и ценность в баллах/часах.

Учет результатов участия специалистов со средним медицинским образованием в мероприятиях в рамках накопительной системы осуществляется в часах индивидуально для каждого специалиста.

Основными компонентами последипломной подготовки являются обязательная и накопительная части программы. Накопительная часть программы засчитывает не менее 50% материала. Обязательную часть программы специалист проходит в отделении ДПО.

Руководитель сестринской службы заверяет пакет документов – портфолио специалиста, который проходит обучение по накопительной системе.

Портфолио специалиста со средним медицинским образованием о прохождении обучения в рамках накопительной системы повышения квалификации включает:

• свидетельства

• сертификаты

• программы конференций и семинаров

• копии приказов о проведении конкурсов

• копии опубликованных работ и статей

• иные документы, достоверно свидетельствующие о реализации учебной деятельности.

Портфолио предоставляется руководителю отделения повышения квалификации (ОПК) по накопительной системе, который суммирует набранные часы и заносит их в зачетную книжку специального образца. Зачет суммы набранных баллов/часов производится в течении трех лет до направления специалиста на обязательную часть программы цикла усовершенствования.

В дальнейшем в соответствии с учебным планом и даётся заключение о количестве баллов/часов, которые можно засчитать как пройденные самостоятельно.

Право на зачёт часов по результатам прохождения образовательного мероприятия возникает в том случае, если его тематика соответствует учебному плану по заявляемой специальности. Срок действия сертификатов, приказов и прочих подтверждающих документов – 5 лет с момента издания/выдачи.

На основании заключения заполняется лист индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации.

Программы, не охваченные накопительной системой учёта часов, а также количество часов по основным профессиональным разделам, необходимое для выполнения образовательного стандарта последипломной подготовки по избранной специальности и циклу, обучающийся получает на отделении ДПО в соответствии с графиком учебного процесса.

Повышение квалификации заканчивается итоговой аттестацией по основным профессиональным разделам и осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта последипломной подготовки, независимо от формы повышения квалификации.

Порядок и формы проведения итоговой аттестации регламентируется соответствующими локальными актами ДПО.

Порядок выдачи документов о повышении квалификации специалистам со средним медицинским образованием регламентируется соответствующими локальными актами ДПО ОУ.

Но в то же время задачи накопительной системы повышения квалификации сестринского персонала, как повышение мотивации сестринского персонала к самостоятельному углублению знаний и повышению профессиональной компетентности для более качественного выполнения профессиональных функций и должностных обязанностей, удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни, совершенствование деловой квалификации, ставятся под угрозу в виду:

• неполной информации о процедуре прохождении накопительной системы повышения квалификации средних медицинских работников;

• оставшейся базой и педагогическим составом отделений ДПО;

• отсутствия информации о темах лекций в функциональных разделах цикла повышения квалификации;

• отсутствия информации о смысловой и балловой оценке посещаемых мероприятий, если они не организованы в рамках программы ДПО.


Библиографическая ссылка

Лесничая Л.А., Иванов А.В. НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=12225 (дата обращения: 23.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074