Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАГИСТРА

Дербина А.В. 1 Кочисов Ч.В. 1
1 Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Конкурентоспособность выпускников-магистрантов на внутреннем и международном рынке труда выступает важнейшим критерием качества высшего образования, поэтому перед высшим учебным заведением в части магистратуры ставится задача подготовки высококвалифицированного научного работника, готового к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры и видами профессиональной деятельности. Магистранты – это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт, находящиеся в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт. Задача вуза построить такую образовательную программу магистратуры, которая бы удовлетворяла не только потребностям магистранта, но и способствовала в полной мере его профессиональному становлению, учитывая все законодательные требования.
индивидуальная работа
образовательная программа
магистр
профессиональная деятельность
1.Гогицаева О.У. Методологический аспект исследований ценностных ориентаций личности//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. . 2012. №2(9) С. 83-86
2.Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у магистров в условиях вуза// Материалы V международной конференции молодых ученых «Психология–наука будущего». М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. С. 148-150
3.Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования – социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.
4.Психологические аспекты развития человека в современном мире [Текст] : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.
5.Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Роль дистанционного образования в современных условиях// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013.№4.С.10-12.
Модернизация  образования в  России, обусловленная ее вхождением в Европейское образовательное пространство, предполагает развитие многоуровневой подготовки, что в свою очередь требует разработки новой парадигмы содержания образования соответствующей высокому уровню фундаментальной теоретической и практической подготовки магистрантов. Конкурентоспособность выпускников-магистрантов на внутреннем и международном рынке труда выступает важнейшим критерием качества высшего образования, поэтому перед высшим учебным заведением в части магистратуры ставится задача подготовки высококвалифицированного научного работника, готового к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры и видами профессиональной деятельности.

Магистранты - это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт, находящиеся в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт. Задача вуза построить такую образовательную программу магистратуры, которая бы  удовлетворяла не только потребностям магистранта, но и способствовала в полной мере его профессиональному становлению, учитывая все законодательные требования.

Необходимо учитывать и то, что овладение такими личностно - профессиональными качествами, знаниями, умениями возможно лишь при наличии удовлетворённости образовательным процессом в целом, реализующим потребности магистрантов - познавательных, социальных, духовно-нравственных. В удовлетворении этих потребностей магистранта и ощущения им себя в новом качестве как духовно-нравственного профессионала основополагающая роль принадлежит его самообразованию, развитию в себе способности к систематическому самообразованию. К тому же, поскольку одной из целей социальной системы и самого человека в новом веке является осознанное саморазвитие каждой личности, то индивидуальный подход и есть тот необходимый инструмент организации этого процесса.

Индивидуальная работа в образовательной системе вуза может включать несколько компонентов, совокупность которых позволяет максимально актуализировать образовательную деятельность.

Первый компонент - диагностический. Данные диагностики, полученные с помощью объективных методов исследования, дают основания для определения личностных качеств, психологических особенностей, уровня образования, потенциала развития профессиональной сферы. Для проведения такого рода исследований не стоит использовать громоздкий диагностический инструментарий, поскольку изучение магистров должно носить оперативный характер, а информация, полученная в ходе изучения личности, должна быть ориентировочной. Для глубокого и всестороннего изучения личности магистров следует воспользоваться услугами психологической службы.

Решение диагностических задач может строиться по следующему алгоритму:

  • понимание потребности в исследовании определенных качеств личности;
  • выявление критериев и показателей, являющихся эталонными для данной категории магистров;
  • определение методик для выявления уровня развития соответствующих личностных характеристик;
  • составление программы диагностирования;
  • реализация диагностической программы, фиксация полученных результатов;
  • анализ полученных результатов, установление уровня развития диагностируемых качеств;
  • подведение итогов, принятие решений о направленности индивидуальной работы и организации профессиональной деятельности.

Для организации индивидуальной работы магистров принципиальное значение имеет изучение уровня воспитанности.  Важным показателем в здесь выступает личностно-смысловое наполнение таких универсальных ценностных категорий, как человек, труд, право, природа, семья, Родина.

В качестве эффективных методов и методик изучения уровня воспитанности могут быть использованы такие, как беседа, анкетирование, шкалирование, ранжирование, ситуация выбора, «недописанный тезис».

Второй компонент - организационно-деятельностный. Он непосредственно связан с процессом формирования качеств личности, профессиональных умений, культурных нормативов, системы отношений, преодоления разного рода проблем.

В рамках этого процессуально-определенного компонента (цель - средства - результат) с учетом имеющихся диагностических данных магистр включается в образовательный процесс. Использование методов убеждения, внушения, беседы, диалога, упражнения, поощрения, наказания позволяет в условиях субъект-субъектных отношений формировать культуру личности, стиль будущей профессиональной деятельности, варианты поведения в социальной системе. Актуализируются внутренние потенциальные возможности, реализуются сознательно поставленные задачи. При этом следует иметь в виду, что затрагиваются все сферы личности: физиологическое, физическое развитие, являющееся основой физической выносливости, повышения работоспособности, укрепления здоровья. Специальное внимание уделяется психическим, психологическим характеристикам личности. С учетом приоритетности в практической сфере в условиях индивидуальной работы выделяются такие психологические процессы, как внимание, мышление, память, воля и др. Их развитие сугубо индивидуально, но при систематичности работы можно достичь довольно высоких результатов. Определенное место в индивидуальном развитии личности имеют профессиональные способности. Поскольку они в разной степени требуются для всех категорий будущих специалистов, индивидуальная работа, связанная с развитием способностей, в основном ориентирована на совершенствование гностических, дидактических, организаторских, коммуникативных способностей личности. Их развитие в основном следует связывать с проведением тренингов и системы специальных упражнений.

Безусловно, следует обратить внимание на социальную характеристику личности, которая включает социальные нормы, правила, традиции, приоритеты. Они являются важным условием социального функционирования личности, но, отражая особенности субкультуры семьи и ближайшего окружения, зачастую нуждаются в корректировке.

Среди современных технологий в контексте индивидуализации педагогического процесса выделяются личностно ориентированные, концептуальные основы которых, как правило, сфокусированы на уникальность личности, ее ценность и целостность, интеллектуальное и эмоциональное богатство отношений в образовательной системе, процессуальное и содержательное разнообразие, предполагающее результат как культурно-возвышающий акт, фиксирующий движение к личностному идеалу. Система этих идей может быть усилена за счет стимулирования инициативы личности и продуктивного обмена идеями; развития диалога и рефлексивного мышления; побуждения к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли; повышения восприимчивости и толерантности к новым идеям; объемного и многопланового видения явлений.

Еще один компонент педагогической работы на основе индивидуального подхода - это социально-психологическое сопровождение, проявляющееся в поддержке личности, которая находится в поиске личных, социальных и профессиональных приоритетов. В этом процессе предусматривается вычленение проблем личного или профессионального характера, детальный анализ их противоречий, определение программы, плана действий и путей выхода из проблемы.

Индивидуальная работа в данном случае должна сориентировать магистра на ключевые позиции в преодолении проблемы личного или профессионального характера: осознание сущности проблемы, поиск способов ее решения с учетом имеющихся возможностей и личностных особенностей участников ситуации; решение проблемы и обоснование правильности принятого решения. Оптимизация социально-психологического сопровождения связана с формированием у магистров интеллектуальных умений сравнения, установления причинно-следственных связей, моделирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также развитием видения альтернатив, новых подходов, целостного рассмотрения проблемы.

Гарантией качественной индивидуальной работы с магистрами является высокий уровень профессионализма преподавателя, характеризующийся глубинным проникновением его в сущность педагогических явлений, его способностью находить соответствующие профессионально значимым ценностям способы, формы и средства организации образовательного процесса.

Компонент коррекции личностных проявлений в организации индивидуальной работы связан, прежде всего, с сопоставлением реальных характеристик личности с теми особенностями будущего специалиста, которые включены в идеальную модель. Коррекция личности проводится с учетом моделирования системы успешной профессиональной деятельности, организации сотрудничества, микросреды с измененными отношениями, продуцирования ситуаций успеха, и не только трансформации представлений личности о себе, но и психосоциального сдвига в направлении качественного изменения профессиональных характеристик. Для решения такого рода задач в педагогическом процессе используются моделирование, диалог, ситуация успеха, положительное подкрепление и другие методы.

Одним из важнейших компонентов индивидуальной работы, который выводит ее на новый качественный уровень, является компонент стимулирования самовоспитания, саморазвития. Понятно, что индивидуальная работа как процесс кропотливого поиска и поддержки самобытного начала личности логически выходит на реализацию внутренних потенциальных возможностей конкретного человека через его активное приспособление к профессиональной роли, нормативным установкам и образцам социального поведения.

Индивидуальная работа - это уникальный инструмент стимулирования саморазвития, поскольку в этом процессе диагностируются, поддерживаются и развиваются личные, профессиональные и социальные качества. Индивидуальная работа направлена на развитие веры в свои силы при осуществлении самоизменений, создание творческого самочувствия, выяснение основ управления своим эмоциональным состоянием, волевой сферой, определение мотивов личного самосовершенствования. Поэтому освоение методов рефлексии, самоубеждения, самооценки, самокритики, самоактивизации и других - основа стимулирования саморазвития личности в определенных направлениях и параметрах.

Еще один компонент индивидуальной работы - контрольно-результативный [5]. Он имеет диагностическую природу и фиксирует качественные и количественные результаты профессионально-личностного развития магистра. Этот компонент пронизывает индивидуальную работу и регулирует ее систему.

Индивидуальная работа - это полифункциональный и многоаспектный процесс, ориентированный на личность с учетом ее половозрастных, индивидуально-типологических и социальных характеристик. Известно, что в процессе своего индивидуально-личностного развития ко времени зрелости человек постепенно приобретает стабильную Я-концепцию, высокий уровень сформированности психических процессов и способностей, развитую эмоционально-волевую сферу специалиста. Между тем, индивидуальная работа создает оптимальные условия для профессиональной самореализации личности.


Библиографическая ссылка

Дербина А.В., Кочисов Ч.В. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАГИСТРА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11987 (дата обращения: 19.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252