Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Ускова К.С. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный медицинский университет»
Статья посвящена изучению особенностей социализации подростков с онкологическими заболеваниями в условиях стационара. В статье представлен анализ таких аспектов социализации, как коммуникативные способности подростков, учебно-образовательный процесс, выбор подростками будущей профессии, детско-родительские отношения, рассмотрение факторов социализации. Изучение роли современного информационного пространства в контексте его роли в социализации подростков, находящихся на стационарном лечении. Необходимость изучения данной темы обусловлена тем, что Здоровье детей является приоритетом социальной политики России, проблему его сохранения и укрепления необходимо решать с помощью системного подхода, учитывая иерархичность структуры заболеваемости, а также дифференциацию социальных факторов, влияющих на нее.
Социализация подростков
онкология
Интернет
1. Алиев М.Д., Поляков В.Г. Детская онкология. Национальное руководство М.: Издательская группа РОНЦ, Практическая медицина, 2012. — 684 с.
2.Озеров А.Е. Социализация человека и базовые потребности личности // Социально-гуманитарные знания. 2010. - № 3. - С. 327-334.
3. Павлова Е.В. Воспитание и социализация личности школьников средствами дополнительного образования // Педагогические науки. -2010.-№ 1.-С. 17-20.
4. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 8. – С. 37 – 40.
5. Тихомандрицкая О. А. Проблемы социализации. История и современность // Социальная психология.- МОДЭК:2013- 216 с.
6. Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. - № 4.
Обеспокоенность и повышенное внимание к онкологическим проблемам - одна из черт здравоохранения развитых стран. Это обусловлено в первую очередь ростом онкологической заболеваемости, которая достигла высоких показателей и в  будущем будет увеличиваться. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году распространенность онкологических заболеваний в мире возрастет от 14 миллионов в 2012 году до 22 миллионов человек. Продолжительность лечения, необходимость применения комплекса дорогостоящих процедур, пребывание в условиях стационара - все это влияет на качество жизни, вносит коррективы в обучение ребенка, в выбор его профессии. Любая дезорганизация социального функционирования ребенка может препятствовать развитию его индивидуальности, делать его уязвимым в отношении эмоциональных стрессов. Несвоевременность и неэффективность проведения комплекса необходимых мероприятий оказывает влияние на  социализацию ребенка.

Несмотря на то, что социализация продолжается в течение всей жизни индивида, время от рождения до позднего подросткового возраста считается периодом становления первичных адаптивных социальных установок и форм поведения[2]. Наличие онкологического заболевания у подростков  предполагает коррекцию методов и этапов  социализации,  позволяет повысить эффективность их реабилитации. Проведение социологических исследований особенностей социализации подростков с онкологическими заболеваниями  позволит выявить комплексную систему медицинских и социальных факторов риска, учреждения здравоохранения смогут определить основные  направления совершенствования системы реабилитационной помощи подросткам с онкологическими заболеваниями с учетом особенностей их социализации.

Онкологическое заболевание почти у всех больных сопровождается развитием стресса различной степени тяжести. Изменчивость и динамичность психических реакций в значительной мере связаны с этапами, которые проходит онкологический больной в процессе лечения основного заболевания. Онкологическое заболевание требует от человека решения ряда жизненных вопросов, затрагивающих наиболее значимые отношения личности к себе и окружающему миру[1].  Суть основного социально-психологического конфликта заключается в предполагаемом крахе жизненных ожиданий и возникновение реальной угрозы жизни. Эти обстоятельства отрицательно влияют на мотивационно - потребностное «ядро» личности, выраженное в ее постоянном стремлении реализовать себя в различных сферах деятельности. Изменения в основных сферах жизнедеятельности определяются ролью, которую играют в структуре личности ценностные ориентации как регуляторы социального поведения. При этом в системе ценностных ориентаций онкологически больного ценность «здоровье» выступает в роли «механизма регуляции» социальной реадаптации личности. Ценность здоровья является стержневым элементом социальной активности личности при возвращении к прежнему образу жизни[4].

Подросток в ранней стадии полового созревания находится в трех сферах: в семье, группе сверстников и в школе. У подростков с онкологическими заболеваниями, находящихся в условиях стационара, иная ситуация. Общение в группе сверстников осуществляется с соседями по палате, также подростка в лечебном учреждении могут навещать друзья, одноклассники. В связи с нахождением в стационаре подростки не могут посещать школу, поэтому занятия проходят в лечебном учреждении, но важно учитывать, что лечение онкологического заболевания занимает длительный промежуток времени и сопровождается болезненными ощущениями, временным ухудшением состояния больного[3]. На протяжении всего лечения для подростка с онкологическим заболеванием важна поддержка семьи, первые реакции на болезнь подростка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, а также от ситуации, в которой родители узнают о диагнозе. Каждая из этих сфер отличается комплексом взаимодействующих детерминант успешной деятельности.

В ситуации, угрожающей собственно человеческой жизни, ценность здоровья актуализируется и в критической фазе борьбы с болезнью неизбежно не только преобладает над всеми прочими жизненными интересами, но и необходимым образом подчиняет их себе. Важным в этом процессе напряжения всех физических и душевных сил больного становится постепенность выхода из кульминационного положения, восстановление одновременно с физическими силами и душевного равновесия.

Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1) макрофакторы (мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

2) мезофакторы- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

3) микрофакторы оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум организации, в которых осуществляется социальное воспитание. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя

Одним из факторов социализации подростков выступают социальные сети. Свобода  в  пубертатный  период  развития  ребенка  является значимой  ценностью,  а  специфика  интернета  создаёт  условия  свободы  выбора  той  или  иной  информации. Возможности  Интернета позволяют  оказывать  мощное  влияние  на  эмоциональную  сферу  подростка[6].

В процессе лечения онкологического заболевания подростки сталкиваются с проблемой социальной изоляции, происходит транcформация детско-родительских отношений. Подросток с онкологическим заболеванием  зависим от состояния своей семьи, а семья, испытывает внутренние потрясения и становится уязвимой для внешних воздействий. На фоне тяжелой болезни подростка меняются отношения внутри семьи и ее социальный статус; возникает зависимость от лечебного учреждения, где проходит лечение подросток. Специалист по социальной работе может помочь подростку и его родителям, интерпретируя его поведение. Беседы, в которых затрагиваются такие вопросы, как проблема религии, философии, политики, социологии, этики, представляют собой один из способов социализации подростка, а также один из путей, с помощью которого некоторые подростки развивают и апробируют приобретенные знания и способности логически мыслить[5].

Цель: изучить особенности процесса социализации подростков с онкологическими заболеваниями в условиях стационара.

Изучение особенностей социализации подростков с онкологическими заболеваниями будет способствовать повышению эффективности разработки комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного уровня здоровья и адаптации лиц с онкологическими заболеваниями.

Задачи:

изучить факторы социализации подростков с онкологическими заболеваниями;

выявить агентов социализации; выявить физиологические и психологические  особенности подросткового возраста;

проанализировать влияние онкологических заболеваний на социализацию подростков.

Выводы:

Современное информационное пространство стало значимым участником процесса социализации подростков и источником развития личности. Значение Интернета в информационном пространстве развития позволяет говорить о всемирной сети как об общественной структуре, главными характеристиками которой стали социальность, открытость, интерактивность, то есть характеристики, в значительной мере удовлетворяющие процессу социализации подростков. Интернет - среда адаптируется под запросы общества. Связи информационного пространства и социализации подростков находят отражение в степени критичности восприятия информации и выборе стратегии поиска информации.

Проблема борьбы со злокачественными новообразованиями затрагивает многие аспекты социальной жизни общества. Претворение в жизнь мероприятий на выработку у пациента качеств, помогающих ему, на изменение его отношения к себе и своей болезни требует совместной деятельности представителей многих профессий: психологов, специалистов по социальной работе, врачей. Необходимо следование принципу партнерства между специалистом и пациентом, обеспечивать разноплановость усилий, воздейcтвий и мероприятий, направленных на разные сферы жизнедеятельности пациента.

Социализация подростков с онкологическими заболеваниями в условиях стационара имеет свои особенности. Социализация важна и является сложным процессом, поэтому для усвоения индивидом социального опыта, приобщения его к системе социальных связей необходимо обеспечивать взаимодействие подростков друг с другом, со специалистами диспансера.

Лечение необходимо проводить комплексно, с участием в этом процессе  специалистов различной направленности:  онкологов, психологов, педагогов, специалистов по социальной работе. Для  успешной социализации подростков с онкологическими заболеваниями необходимо участие специалиста по социальной работе, который будет участвовать в досуговой деятельности подростков, организовывать и проводить тренинги, оказывать квалифицированную помощь подросткам с онкологическими заболеваниями.


Библиографическая ссылка

Ускова К.С. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11967 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674