Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ КОМПОЗИТОВ

Мадаева Л.Р. 1
1 Чеченский государственный университет, Институт чеченской и общей филологии
При «интегрировании в сложное слово» многоморфемных слов возникают известного рода трудности, т.к. при сохранении всех элементов слагаемых слов получаются слишком громоздкие слова. В этих случаях язык идет по пути сокращения менее ценных в семантическом отношении словообразовательных элементов-суффиксов и даже менее ценных корневых единиц»: ср, лерг «ухо»; б1аьрг «глаз»; деда «дедушка по отцу». Детерминативные сложные существительные называют сложные явления или события в компактной форме. Например, сложное понятие, выражаемое композитой 1анна лахьадар «заготовка мясных запасов на зиму», охватывает три семантических момента: а) называемое связано с процессом дар « заготовка»; б) название действия находится в отношении корреляции со словом 1а « зима», которое сообщает время заготовки запасов; в) концентрация значения сочетания 1анна лахьадар «запасы, которые делаются на зиму» в компактной форме лахьадар «зимний запас» вызывает в конечном счете изменение (в данном случае - расширение) его семантики - «зимний запас, подготовка запасов на зиму».
детерминативные сложные существительные
корневые единицы
словообразовательные элементы
многоморфемные слова
сложное слово
1.Андреев И.А. Структура именных синтагм в чувашском языке / И.А. Андреев // Ученые записки / ЧННИ.- Чебоксары, 1968.- Вып. 39.- С. 79-105.
2.Василевская Е.А. Словосложение в русском языке: очерки и наблюдения / Б. А.Васильевская.- М.: Учпедгиз, 1962.- 132 с.
3. Винокур Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии /Г.О.Винокур//Труды Института истории, философии и литературы.- М.,1938.- Т.5.-С. 3-54.
4. Сингх Киран. Активные процессы образования сложных существительных современного русского языка в аспекте преподавания русского языка индийским учащимся (на материале газетно-публицистических и художественных текстов 80-90-х годов): автореф. дис. канд. филол. наук / Киран Сингх.- Москва, 1995.- 23 с.
5. Солнцев В.М.Язык как системно-структурное образование / В. М. Солнцев.- М.:Наука,1971. - 341 с.
6.Сулейбанова М.У. Именные композиты в нахских и иноструктурных языках.– Грозный. 2008. –154с.
7. Чокаев К.З. Морфология чеченского языка. Словообразование частей речи.Ч.1., Грозный,1968., с.60
8. Яцимирский Г. М. Развитие способов словосложения в русском языке советской эпохи / Г, М. Яцимирский // Ученые записки Ивановского госпединститута.- Иваново, 1924.- С. 25-34.
Лексика - сфера языка, наиболее непосредственно связанная с внешним миром, окружающим человека. Вся познавательная деятельность человека закрепляется прежде всего в словах-названиях. Пополнение словарного состава новой лексикой вызывается двумя рядами факторов: 1) экстралингвистическими, т.е. лежащими за пределами языковых закономерностей; 2) лингвистическими.

В процессе трудовой и познавательной деятельности возникает потребность конкретизировать, детализировать, классифицировать предметы и явления. Язык в таких случаях не прибегает к созданию новых знаков для обозначения фактов объективной действительности, а, как правило, пользуется своими внутренними ресурсами или придает новый смысл уже имеющимся в языке словам или словесным комплексам, или создает различные комбинации лексических единиц в соответствии с существующими в языке закономерностями их интеграции.

На свойство языка создавать средства номинации за счет своих внутренних ресурсов указывают многие лингвисты. В.М. Солнцев, в частности, пишет следующее: «В современных языковых системах наблюдается не только создание новых знаковых отрезков (знаков) для выражения того или иного значения, сколько осложнение уже существующих знаковых комплексов новыми значениями путем комбинации уже существующих знаковых комплексов» [5, с.136].

Для языка (в том числе и чеченского) перестроечной и постперестроечной эпохи также характерны процессы языкового расширения, принявшего формы неологического взрыва - особенно в средствах массовой информации. По этому поводу автор работы, посвященной изучению семантических процессов словообразования сложных имен существительных в русском языке последних двух десятилетий, исследователь Сингх Киран замечает: «Развитие науки и техники, расширение экономических связей, снятие идеологических ограничений - все это сказалось на развитии сложных слов, активизируются старые способы (основосложение, аббревиация), появляются новые (составные наименования, словоусечение). Благодаря компрессивности своей формы, семантической ясности и легкости восприятия и воспризведения эти процессы словообразования, отвечая номинативным и коммуникативным задачам современной речевой практики, получают широкое распространение в различных сферах речевой деятельности- деловой, профессиональной, разговорной» [4,с.3].

Создание слов не только, далеко и не всегда диктуется потребностями общества в выражении новых понятий и явлений. Наряду с социальными и экстралингвистическими в обозначении каких-либо явлений словообразование призвано выполнять и другие функции, наиболее значимой из которых является функция образования новых слов для удовлетворения потребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точного выражения мысли. «Стремление к образованию сложных слов,- писал Г. Винокур,- является естественным уже потому, что таким путем расширяется сама возможность образования новых слов из известного уже материала...Очень часто действительно существует потребность вы-разить две идеи в одном слове» [3,с.45]. Детерминативные сложные существительные называют сложные явления или события в компактной форме. Например, сложное понятие, выражаемое композитой 1анна лахьадар «заготовка мясных запасов на зиму», охватывает три семантических момента: а) называемое связано с процессом  дар « заготовка»; б) название действия находится в отношении корреляции со словом   « зима», которое сообщает время  заготовки запасов; в) концентрация значения сочетания  1анна лахьадар «запасы, которые делаются на зиму» в компактной форме лахьадар «зимний запас» вызывает в конечном счете изменение (в данном случае - расширение) его семантики - «зимний запас, подготовка запасов на зиму». Г.М. Яцимирский утверждает, что при «интегрировании в одно сложное слово» многоморфемных слов возникают известного рода трудности, т.к. при сохранении всех элементов слагаемых слов получаются слишком громоздкие слова. В этих случаях язык идет по пути сокращения менее ценных в семантическом отношении словообразовательных эле-ментов-суффиксов и даже менее ценных корневых единиц»  [8, с, 29],

Именно по этой причине в процесс сложения чаще всего вступают односложные корни. Заслуживает внимания по данному поводу высказывание И.А. Андреева: «Степень слияния тем больше, чем меньше по размеру сами компоненты синтагмы. Вот почему при прочих равных условиях синтагмы, состоящие из двух односложных корней, чаще других воспринимаются как единое слово (ср, лерг «ухо»; б1аьрг «глаз»; деда «дедушка по отцу» и т.д.) [1,с.88]. Именно поэтому и происходит сокращение и превращение двух (иногда трех-сложных) слов в односложные компоненты сложного слова: денана «бабушка по отцу», х1усамнана «домохозяйка», х1усамда «хозяин дома» и т.д. Вполне понятно, что сложные слова с однослоговыми компонентами жа1у «чабан», беж1у «пастух»; деда «дедушка по отцу» легче воспринимаются языковым сознанием как законченные сложные образования в сравнении с образованиями с многосложными компонентами х1усамнана «домохозяйка», х1усамда «хозяин дома». .[6, с.]

«Следует также полагать, что не проходит бесследно и частота употребления, чем чаще повторяется составной знак, тем больше шансов у   него превратиться в простой знак, т.е. в единое слово» - замечает И.А. Андреев[1,с.89-90].

2. Фонетические изменения на стыке компонентов сложных слов

Присутствие фонетического изменения на границе составляющих частей композита, по мнению многих исследователей сложных слов в разносистемных языках, является одним из важных факторов возникновения сложного слова. Так, исследователь сложных слов русского языка Е.А. Василевская отмечает следующее: «Сложное слово диахронно (исторически) часто восходит к словосочетанию. Но связь сложного слова и словосочетания иногда вскрывается с большим трудом, так как происходит затемнение его состава. В сложном слове действуют те же законы деэтимологизации, опрощения, переразложения, утраты конечных элементов, которые характеризуют простое слово» [2, с. 22].

Процесс фонетического слияния компонентов происходит медленно, это зависит от многих факторов и находится в тесной связи с фонетической системой, словарным составом и грамматическим строем языка. Следует также отметить, что различные фонетические модификации на стыке компонентов в сложных образованиях имеют место лишь тогда, когда для этого имеются благоприятные условия.

Таким образом, фонетические деформации компонентов сложных слов - сравнительно сложное явление, тем не менее, эти изменения могут быть сведены к следующим основным моментам.

1. Выпадение (отпадение) одного или более звуков в конце одного из компо-нентов: ден нана → денана «бабушка по отцовской линии»; ден да→ деда «дедушка по отцовской линии»; х1усаман нана → х1усамнана « домохозяйка»; х1усаман да х1усамда «хозяин дома», йишин к1ант → йишик1ант «племяник»,бежан 1у → беж1у «пастух», чаг1аран къонза →чаг1аркъонза «уксус», г1антан←г1ентан ба1→г1антаба1 «разновид-ность репейника», кешъюкъ ←кешнийн юкъ «переулок,» тайн дечиг→тедечиг «катушка ниток», хин бад → хибад «кулик», хин буц→ хибуц «водоросль», пхьаьран церг→ пхьаьрцерг «клык» и др.

2. Выпаденне (отпаденне) начального звука второго компонента под воздействием конечного звука предшествующего компонента (явление элизии гласных): лерг «ухо» ← ла дерг «ухо имеющий»; б1аьрг «глаз» ← б1а берг «глаз имеющий», церг «зуб» ← ца ерг «зуб имеющий», ч1иег1ардиг «ласточка» ← ч1иег1аш дерг и др.

В результате сильных фонетических изменений сложное слово может превратиться в «опрощенное», «этимологически сложное» слово, и оно начинает восприниматься носителями языка как простое слово. На первый взгляд может показаться, что таких слов в чеченском языке немного. Но наши наблюдения и исследования в этой области показывают, что их, как и в других нахских языках, значительно больше, чем можно предполагать.     Слиянию подвергаются имена и глаголы, однако большая часть «слитных (простых) слов» формируется за счет имен. К таковым, на наш взгляд, относятся примеры, которые были приведены выше (выборка сделана из      словарей   чеченского   языка).

Таким образом, постепенное сращение компонентов словосочетания в единое слово есть сложный процесс, который может быть прослежен только при учете всех особенностей лексического значения и своеобразия синтаксического употребления каждого из компонентов, а также действия фонетических законов не только в изучаемом, но и в других родственных языках.


Библиографическая ссылка

Мадаева Л.Р. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ КОМПОЗИТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11954 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252