Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 12. 12. 29 – ФЗ_"ОБ ОБРАЗОВАНИИ_В_РФ"

Казарина Д.Н. 1 Колокольникова З.У. 2
1 ЛПИ-филиал СФУ
2 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" Лесосибирский педагогический институт
В данной статье рассмотрен аксиологический аспект 12.12.29 - ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации». Выделена сущность понятий аксиология и ценность, так же были представлены виды классификаций ценностей. Проанализирован нормативно-правовой документ 12.12.29- ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации». Выявлены и рассмотрены аксиологические аспекты 12.12.29- ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации», на основе которых была составлена ценностно-орентированная матрица. В ходе исследования на старшеклассниках МБОУ "СОШ №9" г. Лесосибирска была проведена методика ценностных ориентаций М.Рокича. В результате анализа были выделены наиболее значимые ценности для старшеклассников.
аксиология
ценности
аксиологический аспект
1. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи. Диагностика и тенденции изменений. - М.:Просвещение, 2008. - №2 — 83-90с.
2. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Академия, 2005. - 268с.
3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию.- М.:Академия, 2003. - 192с.
4. ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации» от 29.12.12.

Аксиологический аспект образования в настоящее время имеет особый смысл. Он тесно связан с ценностными ориентациями всех участников  образовательного процесса. В связи с тем, что в 2012 изменилась нормативно-правовая база образования (закон «Об образовании в РФ»), стало актуальным его изучение и анализ  для выявления тенденций развития современного образования.

По определению, данному в современном словаре по педагогике Рапацевича Е.С., ценность — это любой объект (в т.ч и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта(индивида, группы, слоя, этноса) [2;137]. Ценности могут быть духовными и материальными, они в любом случае закрепляются человеком.

По мнению Клочко В.Е., понятие «ценность» принадлежит к тем многозначным понятиям, которые распространены и в сфере обыденного сознания, и в сфере научного, в частности методологического и философского знания. Именно ценность осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл [1;85].

Тот факт, что образование является общечеловеческой ценностью сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

И.Я Лернер считает, что образование, четкого определения которого нет, но которое вместе с тем представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире.

Согласно ФЗ_«Об_образовании_в_Российской Федерации», образование — единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека [4].

В этом законе были выделены принципы регулирования отношений в сфере образования. Это такие принципы как:

1)      признание приоритетности образования;

2)      обеспечение права каждого человека на образование, недоступность дискриминации в сфере образования;

3)      гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности;

4)      единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;

5)      создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6)      светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7)      свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, свободное развитие его способностей;

8)      автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся;

9)      недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

10)  сочетание государственного и государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования[4].

Из десяти принципов, изложенных в ФЗ «Об образовании», мы выделили пять ценностей, в которых мы наблюдаем, что провозглашаются права каждого ребенка на образование, свободное= развитие личности, возможность развиваться умственно, физически и нравственно. (табл.1)

Таблица 1

Матрица ценностей в ФЗ «Об образовании»

Цели

Ценности

образование

воспитание

развитие

Образование

Признание приоритетности образования (п.3.1)

Обеспечение права каждого ребенка на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования

+

Гуманистический характер личности

+

Воспитание бережного отношения к природе и окр. среде, рационального природопользования(ст 3. п.3)

Свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности(ст.3п.3)

Индивидуальность

Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии (ст 5 п.2)

+

Защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства(ст.3 п.4)

Безопасность

Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование

+

Создание условий развития системы образования, защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования

Семья, права и обязанности родителей

родители(законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательного учреждения

+

Защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением

 

На базе МБОУ "СОШ №9" г. Лесосибирска проводилось исследование, в котором участвовали ученики 16-17 лет (выборка 45 человек) 9-11 классов.

Главной целью являлось выявление современной молодежи к получению  образования. Для изучения ценностных ориентаций школьника, мы провели методику М.Рокича. Старшеклассникам предлагались 18 терминальных ценностей, которые школьники должны были отметить в иерархичном порядке от наиболее до наименее важной.

Проанализировав все данные, мы разделили 18 ценностей на 6 блоков, таких как сопереживание, образование, личность, благополучие, интересы и гармония. Итак, мы можем с уверенностью сказать, что у большинства учащихся (35%) десятиклассников на первом месте стоит ценность образование (развитие и познание). Второе место разделили благополучие (семейная счастливая жизнь, безопасность, материальный достаток) - 20% учащихся и интересы (творчество и развлечения) -20% детей. На четвертом месте оказалось сопереживание (красота природы, счастье) — 11% десятиклассников. Наименее значимым оказался блок личность (свобода и уверенность) — 9% учащихся. И самое последнее место занимает гармония (здоровье, любовь) — 5%. Необходимо отметить, что изучение ценностных ориентаций имеет большое значение при организации воспитательной работы с учащимися т.к. позволяет выявить уровень сформированности ценностных ориентаций учеников, создать благоприятные педагогические условия для их формирования ценностных, необходимых для гармоничного развития личности, дальнейшего общественного и профессионального становления.

Таким образом, анализируя выделенные ценности в ФЗ «Об образовании в РФ» и результаты опроса по методике М.Рокича, проведенного на учащихся 16-17 лет, можно сделать вывод, что выделенные ценности в основном совпадают и являются важными в жизни детей. Это говорит о том, что важными ценностями для них являются: образование (развитие и познание) -35% , благополучие (семейная счастливая жизнь, безопасность и материальный достаток)- 20% и интересы (творчество и развлечения)-20%.


Библиографическая ссылка

Казарина Д.Н., Колокольникова З.У. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 12. 12. 29 – ФЗ_"ОБ ОБРАЗОВАНИИ_В_РФ" // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11942 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674