Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Козлова Ю.А. 1 Колокольникоа З.У. 2
1 Лесосибирский Педагогический Институт - филиал Сибирского Федерального Университета
2 Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского Федерального Университета
Аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства в современной России Козлова Ю.А. Лесосибирский педагогический институт-филиал Сибирского Федерального Университета, г. Лесосибирск, Красноярский край, (662547 ул. Победы, д.42),e-mail: [email protected] В данной статье рассмотрены аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства в современной России. Выделена сущность понятий аксиология и ценность, так же были представлены виды классификаций ценностей. Проанализирован нормативно-правовой документ «Закон об опеке и попечительстве». Выявлены и рассмотрены аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства, на основе которых была составлена ценностно-орентированная матрица. В ходе исследования на студентах ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии была проведена методика ценностных ориентаций М.Рокича. В результате анализа были выделены наиболее значимые ценности для студентов.
аксиология
ценности
аксиологические аспекты
1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
2. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004 г. С.233.
3. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007г. — 566 с.
В настоящее время  обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Особое внимание уделяется как социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и  вопросам осуществления опеки и попечительства. Известно, что с этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей, а также обеспечению прав российских граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, поощрения приемных семей. Закон об опеке и попечительстве представляет собой первый в истории России нормативный акт федерального уровня, содержащий унифицированные межотраслевые нормы об опеке и попечительстве. История опеки и попечительства в России насчитывает не одну сотню лет. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Оно выглядело следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми» (Рюрик назначал опекуном сыну своему родственника) [2]. Изучение аксиологических аспектов этого правового документа имеет ценное научное, нравственное и практическое значение. Благодаря анализу документа мы можем выделить социокультурные, духовно-нравственные ценности и также идеалы отечественной государственной политики в области семьи и поддержки детей-сирот и детства в целом. Отсюда следует, что для проведения анализа правового документа "Закон об опеке и попечительстве" в нашей работе, необходимо выделить сущность  таких понятий как аксиология и ценность.

Опираясь на словарь иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г. , мы видим, что аксиология (от гр. axia ценность и logos - учение, слово) – это философское учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни [1]. Мир ценностей сложный и многогранный, способный оказывать влияние на деятельность человека, и применяемые им решения. Виды ценностей разнообразны и неоднородны, в аксиологии представлены различные варианты их классификации.

Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Один из многих  философов ХХ в.  Г. Мюнстерберг предложил различать два типа ценностей: жизненные (любовь, счастье) и культурные (поэзию, музыку), а в каждом из этих типов логические, эстетические, этические и метафизические ценности. Немецкий философ ХХ в. М. Шелер выстраивал ценности в следующую иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними - жизненные, или витальные («благородное»), еще выше - духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени - религиозные («святое»).

В своей книге «Аксиология культуры», Г. Выжлецов выделяет четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные  [3].

Рассмотрев понятия «аксиология» и «ценность» мы  видим, что эти два понятия взаимосвязаны. Итак, мы можем преступить к главной задачи данного исследования. При завершении анализа правового документа нами была составлена следующая ценностно-орентированная матрица ( табл 1).

 Таблица 1.

Матрица ценностей, отраженных в «Законе об опеке и попечительстве»

Цели/Ценности

Воспитание

Образование

Развитие

Здоровье

 

 

"деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным или опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг"

Защита прав и интересов

"Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении под ними опеки или попечительства и граждан находящихся под опекой и попечительством"

"Ответственность органов опеки и попечительства. Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению."

 

 

Свобода выбора

 

"Свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем  своих обязанностей"

 

Материальные ценности

 

 

"Подопечные а также  опекуны или попечители имеют право на установление для них законодательством РФ и законодательством субъектов РФ виды государственной поддержки"

В представленной выше матрице нами были выделены следующие аксиологические аспекты нормативно-правового сопровождения опеки и попечительства которые включают в себя такие системы ценностей как семья, здоровье, защита прав и интересов человека, материальные ценности. Семья как одна из составляющих жизни человека всегда занимала одно из главных мест среди ценностей жизни. Под семейными ценностями как правило принято считать совокупность представлений о семье, которые в свою очередь влияют на выбор семейных целей, способов устройства жизнедеятельности и взаимоотношения людей. Здоровье так же занимает далеко не последнее место среди ценностей человечества, ведь это источник полноценной жизни для каждого человека. Здоровье - это гармоничное сочетание полного  физического, духовного, психологического и социального благополучия. Одним из неотъемлемых признаков современного гражданского общества является институт защиты нарушенных прав. Под материальными ценностями понимаются ценности состоящие в вещественной форме, в виде личного имущества, предметов.

В ходе исследования перед нами встала задача по выявлению ценностных ориентаций студентов-сирот по методике М.Рокича среди студентов ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии (выборка составила 20 человек). Студентом предлагалось 18 терминальных ценностей: интересная работа, уверенность в себе, развитие, познание, жизненная мудрость, любовь, свобода, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других, творчество, красота природы и искусства, развлечения, здоровье, активная деятельная жизнь. Данные ценности они должны были выстроить в иерархическом порядке от наиболее до наименее значимой для них. Анализируя полученные результаты, мы разделили 18 ценностей на 6 блоков: Профессиональная жизнь, Образование, Семейная жизнь, Общественная активность, Увлечения, Физическая активность.  В результате проведения опроса нами было выявлено что Физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь) как одна из главных ценностей была выбрана 43% опрошенных, Семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь) - 33,2%, Образование (развитие, познание, жизненная мудрость) - 10%,  оказались на равных позициях такие ценности как Увлечение (творчество, красота природы и искусства, развитие), Общественная активность (наличие хороших и верных друзей, общественное призвание, счастье других) и Профессиональная жизнь (интересная работа, уверенность в себе, свобода) - 4,6%.

Таким образом, анализируя выделенные нами ценности в «Законе об опеке и попечительстве» и ценностями указанными в обработанной методике М.Рокича проведенную на студентах ЛПИ-филиала СФУ факультета педагогики и психологии, мы можем сделать вывод, что выделенные ценности в основном совпадают. Это свидетельствует о том, что для студентов наиболее важными ценностями являются физическая активность (здоровье, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь), семейная жизнь (любовь, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность) и образование (развитие, познание и жизненная мудрость).


Библиографическая ссылка

Козлова Ю.А., Колокольникоа З.У. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11939 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674