В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Несомненна прямая зависимость наполняемости бюджетов разных уровней РФ как от налоговых поступлений в целом, так и политики государства в области налогообложения. Вопросы реализации основных направлений налоговой политики государства усложняются отрицательными тенденциями основных показателей социально-экономического развития РФ.
Налоговая политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.[1] Так же налоговая политика является одним из инструментов государственного воздействия на экономические процессы и представляет собой систему государственных мероприятий в области налогов и сборов [2].
21 апреля 2014 года Минфин России опубликовал проект Основных направлений налоговой политики до 2017 года. Конечно, этот документ не является нормативным актом, однако изменения налогового законодательства проводятся именно на его основе – так же, как и планирование бюджетов всех уровней.
Из текста документа следует, что власти не планируют увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Более того, эту политику обещают продолжить и после 2017 года. Я с читаю, что продолжающийся кризис может изменить планы Правительства в этом вопросе.
На период с 2014 по 2016 гг. предусматривалось несколько основных направлений в области налоговых нововведений, направленных на совершенствование взаимоотношений государства и бизнес-сообщества. К основным из них отнесем следующие налоговые инициативы:
1. Налоговые льготы малому бизнесу;
2. Стимулирование малого бизнеса.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками.[3] Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:
– личные и для юридических лиц;
– общеэкономические и социальные налоговые льготы;
– внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.[3]
Начиная с этого года впервые зарегистрированные ИП, перешедшие в течение двух лет на ПСН или УСН, смогут получить льготы по уплате налогов.
Соответствующую инициативу Минфина поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности.
В одобренном документе предложено предоставлять налоговые каникулы малым предприятиям, работающим в производственной, социальной и научной сферах, которые в течение первых двух лет деятельности перешли на патент или упрощенную систему налогообложения. Причем их освободят от уплаты налогов по ставкам, предусмотренным статьей 346.20 НК, а также от минимального налога, установленного пунктом 6 статьи 346.18 кодекса.
Кто именно сможет воспользоваться господдержкой, решат региональные власти. Именно они должны утвердить дополнительные нормативные акты, в которых пропишут конкретные сроки действия налоговых каникул (один или два года), перечень видов предпринимательской деятельности, на которые распространится закон, а также дополнительные требования к предпринимателям, имеющим право на нулевые ставки налогов (предельный размер доходов, средняя численность работников).
Безусловно, ставить вопрос об обоснованности введения льгот можно и нужно. Но такая постановка вопроса, при которой инициатор льготы должен обосновать источник выпадающих доходов бюджета, представляется неправильной.
Если взять налоговые льготы, предназначенные для поддержки определенных слоев населения и реализации социальных товаров, то они не создают новых источников, у них другая задача – компенсационная.
Если же говорить о так называемых стимулирующих льготах, направленных на развитие новых видов деятельности, то и они в первые годы всегда приводят к уменьшению налоговых поступлений. Такие льготы можно рассматривать как своего рода государственные инвестиции и для их введения требовать от инициатора «инвестиционный план», который бы включал в себя макроэкономические расчеты по выходу на бюджетную «прибыль». Такой «инвестплан» должен открыто обсуждаться, «защищаться» на обсуждениях в законодательных органах власти.»
Проект содержит отдельный раздел, посвященный общим подходам к установлению налоговых льгот.
В Основных направлениях налоговой и бюджетной политики, на основе которых составляется проект федерального бюджета, предлагается приводить оценку эффективности действующих налоговых льгот, а также расходов бюджета на их предоставление.
Такая сводная справка приложена и к самому Проекту. Она наглядно показывает, что с каждым годом «выпадающие доходы» бюджета, образующиеся вследствие предоставления налоговых льгот, только возрастают. Если в 2010 году размер «выпадающих доходов» составил 1,2 трлн. руб., то в 2012 году этот показатель вырос до 1,8 трлн. руб. (приблизительно 14 % от общего объема доходов федерального бюджета за 2012 год).
Кроме того, при принятии каждой новой налоговой льготы инициаторы идеи должны будут обосновать «источники» бюджетных средств, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Разработчики Проекта полагают, что такими «источниками» могут стать в том числе неэффективные налоговые льготы, которые закреплены сегодня в действующем законодательстве [4].
Еще одним новшеством может стать правило о том, что каждая новая налоговая льгота первоначально принимается на временной основе. Постоянную «прописку» в НК РФ она будет получать только после анализа эффективности ее применения по окончании пилотного периода.
Во многих странах используется принцип предоставления налоговых льгот на временной основе – это один из способов бороться с их неконтролируемым размножением. Дело в том, что если льгота появляется в налоговой системе, то «выкорчевать» ее потом практически невозможно. Правительство, понимая это, подготовило методику оценки эффективности льгот с целью их дальнейшей ревизии и сокращения.
Стимулирование малого предпринимательства
Меры налоговой поддержки малого бизнеса предлагается осуществлять с помощью совершенствования введенной в 2013 году патентной системы налогообложения (гл. 26.5 НК РФ), а также довольно неожиданного решения о налоговых льготах.
Патентную систему налогообложения планируется распространить не только на ИП, как сейчас (ст. 346.44 НК РФ), но и на самозанятых граждан, не имеющих наемных работников. Получение такими гражданами патента на один из видов деятельности автоматически повлечет постановку их на учет в качестве ИП, а истечение срока действия патента – снятие с учета. Нетрудно предвидеть, что налоговое администрирование этих процессов будет весьма затратным и сложным, ведь патент можно получить и на один месяц (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).
Этой мерой государство пытается компенсировать последствия необдуманного резкого повышения страховых взносов для ИП – вследствие этого в 2013 году многие предприниматели прекратили свою деятельность или просто «ушли в тень». Напомним, один вид патентов для физлиц уже действует (правда, вне рамок патентной системы налогообложения), он предназначен для трудовых мигрантов (ст. 227.1 НК РФ).
Еще одним нововведением, которое имеет шансы появиться в НК РФ, может стать предоставление регионам права закреплять налоговые льготы в виде «каникул» на период 2015–2018 годов для вновь зарегистрированных ИП. При этом налогоплательщик должен будет осуществлять свою деятельность в строго определенных сферах (производственная, социальная, научная), а также применять упрощенную или патентную систему налогообложения.
Субъекты РФ смогут также устанавливать предельные значения годового дохода предпринимателя, количества наемных работников и других показателей, при превышении которых право на «налоговые каникулы» утрачивается.
Необходимо отметить, что это предложение уже воплощено в законопроекте Минфина России, который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. Другой вопрос – результативность такой инициативы, поскольку вряд ли регионы, и так часто страдающие из-за дефицита бюджета, будут массово отказываться от источника налоговых поступлений.
Важным аспектом формирования и проведения налоговой политики в РФ, является развитие институтов взаимодействия между бизнес-сообществом и властью. По нашему мнению для этого следует:
– Отказаться от логики, что налоговые стимулирующие механизмы и льготы уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач, а, значит, должны рассматриваться как «налоговые расходы» бюджетной системы Российской Федерации. Позиция бизнеса кардинально отличается – льготы делают возможным реализацию проектов, которые в условиях «стандартной» ситуации не были бы реализованы, так их правомерно рассматривать как условия для получения дополнительных доходов бюджета, а не просто расходы.
– Расширить участие бизнес-сообщества в подготовке и экспертизе проектов стратегических документов и нормативных правовых актов.
Механизм оценки регулирующего воздействия распространен на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогового администрирования. Цель предпринимателей – распространение оценки регулирующего воздействия на все проекты нормативных правовых актов в налоговой сфере, включая уровень ставок. Пусть даже речь идет о долгосрочной перспективе – у бизнеса должно быть право дать свою оценку и предложения. Позиция предпринимателей может быть не учтена, но органы власти должны как минимум дать содержательный ответ – почему она не учтена.
Налоговая политика является одним из наиболее действенных инструментов создания, слаженного действующего фискального механизма, учитывающего особенности развития общественного производства и способного внести существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве.
Мировой финансовый кризис не только предопределил необходимость корректировки налоговой политики, но и сыграл для России роль катализатора для реализации, ранее поставленных задач и проектов в этой сфере.
Таким образом, налоговая политика – это совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства [5].
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
В процессе формирования налоговой политики организации имеет место определение стратегических целей деятельности организации в области налогового планирования. Главной целью такой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития организации.
Библиографическая ссылка
Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13137 (дата обращения: 22.11.2024).