Интенсивно развивающийся процесс глобализации вызывает революционные процессы не только в мире экономике и финансов, на рынке труда и СМИ, но все более явным становится и ее влияние на систему образования. Поиски разрешения проблем подготовки учащейся молодежи к вступлению и адаптации в мире труда характерны как для отечественной, так и для зарубежной теории и практики. В последние годы интерес к немецкой системе профессионального образования вырос. Причины этому относительно низкий уровень безработицы в Германии, хорошо организованный переход молодежи из общеобразовательной системы обучения в мир рабочих профессий. Высокий уровень профессионализма, большое количество профессиональных рабочих и служащих в Германии – это результат системы профессионального обучения. Система профессионального образования предоставляет молодым людям шансы профессиональной квалификации, самоопределения в жизни и при этом пополнение специалистами, жизненно необходимыми для поддержания конкурентоспособности германской экономики и роста благосостояния в стране.
Известно несколько вариантов приобретения профессии: профессиональное специализированное училище, где существуют полная учебная неделя, год теоретической профессиональной подготовки, дающий обучающимся более широкий и крепкий фундамент знаний и навыков, общий для целой группы профессий; курс обучения по «дуальной системе», которая является основой профессионального обучения в германских школах. Комбинация школьного и производственного обучения, т.е. теоретической и практической квалификации хорошо себя зарекомендовала и признана на международном уровне, она является несущим столпом системы образования. Обучение для всех: выпускники школ в Германии должны иметь квалифицированную профессиональную подготовку. Такая подготовка в рамках дуальной системы служит базой для повышения квалификации и получение звания мастера и для создания собственного ремесленного производства.
Профессиональное обучение гарантирует достаточное число квалифицированной рабочей силы. Из списка профессий (Ausbildungsberufe), которых почти 400, каждый молодой человек может выбрать любую. В перечне присутствуют как технические (автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник), так и гуманитарные (банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт) специальности. Занятия продолжаются по шесть – восемь часов в неделю, и подростки проходят курс ученичества. В зависимости от профессии обучение может длиться от 2 до 3,5 лет.
Программа обычно оказывается узкопрофильной – перечень изучаемых дисциплин полностью соответствует должности, которую занимает студент. Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении он сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике. Причем до 3/4 академических часов молодые люди проводят на предприятиях. Последние участвуют в данной системе добровольно, более того, обычно именно от них исходят все нововведения. Крупные компании имеют собственные центры подготовки, где постоянно тестируют новые методы обучения. Обучение на предприятии осуществляется в условиях, отвечающих современным техническим требованиям.
Дуальная система обучения постоянно совершенствуется благодаря новым учебным профессиям в новых сферах трудовой деятельности и модернизации положений об организации профессиональной подготовки по уже существующим профессиям. В последние годы появились новые профессии в сфере информационных технологий.
В последние годы в Германии была проведена модернизация, результатом которой в итоге стала реформация закона о профессиональном образовании. В результате многочисленные профессии претерпели значительные изменения, значительно упростилась процедура сдачи экзаменов при промышленных палатах, увеличились возможности многих предприятий по осуществлению профессионального обучения совместно с другими предприятиями. Цель модернизации – добиться последовательного улучшения на рынке труда и предложить всем молодым людям, желающим получить профессиональное образование, место обучения.
ФРГ традиционно считают флагманом европейской экономики, тем не менее даже в такой благополучной и стабильной стране мало кто хочет быть безработным и жить на пособие. Тем более что тут у каждого школьника есть все шансы на успех: существует несколько путей, выбирай любой, все равно в итоге можно поступить в вуз. Гарантированное, даже обязательное (если дети не учатся в гимназии или комплексной школе) приобретение профессии к 20 годам дает немцам доход и независимость от родителей, возможность начать собственную жизнь.
Библиографическая ссылка
Ханова Э.М. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13378 (дата обращения: 22.11.2024).